Заброшенные деревни березовского района свердлов. Свердловская область — Ураловед

Каменский район Свердловской области когда-то славился своими богатыми селами и деревнями. До XX века даже в самой маленькой деревушке возводили каменный храм. И простояли бы эти церкви ни одну сотню лет, если бы не революция.
Сегодня мы предлагаем вам небольшое путешествие по нескольким селам Каменского района. Вспомним историю, полюбуемся забытыми храмами, порассуждаем о будущем.

По некоторым данным село Маминское было основано выходцем из Кунгура Игнатием Ивановым в 1682 году. Но свое нынешнее имя деревня получила много позже, когда уроженец села Василий Игнатьевич Мамин-Попов стал первым священником в деревне. По его имени и был назван приход, а позже и весь населенный пункт. Его потомка мы все прекрасно знаем - это известный уральский писатель Мамин-Сибиряк.

Несмотря на то, что здесь всегда была очень плохая почва, деревня быстро превратилась в зажиточное село. А все потому, что в Маминском нашли золото. Золотая лихорадка пришлась на ХIХ век, именно в это время разбогатевшие золотоискатели стали строить свои дома из кирпича.

О богатстве местных жителей также говорит и то, что во многих дворах для хранения продуктов использовался не просто подпол, а целые погреба, выложенные камнем. В таком погребе холодно летом и поддерживается комфортная температура для хранения продуктов зимой. До сих пор многие местные жители используют такие погреба в качестве холодильников.

К слову сказать, почти каждый восьмой дом был кирпичный. Кирпич был местный и очень высокого качества. Из него строили хоромы себе, дома для прислуги, придомовые постройки. На данный момент в деревне сохранилось порядка 40 кирпичных построек того времени.

Статьи по теме

Говорят, что местным кирпичом был выложен ход, который вел от церкви за деревню. Но действительно ли это так, неизвестно. Ведь от храма до конца села почти 2 километра.

Хотя в 80-е годы прошлого столетия вдруг стали проваливаться коровы. Вначале списали это на старые колодцы, затем стало понятно, что не может быть столько колодцев на одной прямой.

А вот то, что из местного кирпича был построен один из самых грандиозных храмов Свердловской области это факт. В 1831 году начали строить храм Архангела Михаила в память победы русского народа в войне 1812 года. Каждый двор старался поучаствовать в строительстве. Кто медяком, кто рублем, а кто и трешкой. Тем не менее, строительство храма велось около 40 лет. Говорят, что имя каждого, кто пожертвовал на храм больше рубля, было высечено на стене. Но, скорее всего, просто внесено в церковную книгу.

В строительстве использовали один миллион двести кирпичей, кладка была ручная на известковом растворе и куриных яйцах, их тоже ушло ни один миллион.

Храм Архангела Михаила был закрыт в 1937 году, до 90-х он разрушался, сейчас ведутся реставрационные работы. Забелили старые фрески, установили несуразные купола. Я помню его еще обезглавленным, со старой винтовой лестнице, которая вела на колокольню. Если заблудишься в лесу, выйдешь в поле и сразу понятно в какой стороне деревня - храм было видно издалека. Сейчас водрузили на него золотые купола, и потерял он свой облик.

Удивительно, как умели наши предки выбирать пространство для своих культовых сооружений. В какой бы деревне мы ни были, церковь всегда стоит на своем месте.

Статьи по теме

Исетское само по себе находится вдали от больших дорог. Небольшая, уютная деревушка, и церковь здесь такая же. Она просто само олицетворение скромности, сдержанности и простоты.

И жалко, что рушится и страшно, что испортят новоделом, как это случилось с храмом в Маминском. Хотя, об этом можно не беспокоиться, Николаевкая церковь не включена в список на реставрацию и восстановление в едином реестре РПЦ, разве что найдется спонсор. Несмотря на то, что с 2001 церковь является памятником архитектуры областного значения. реставрировать ее пока что не собираются.

Церковь во имя святого Николая, архиепископа Мирликийского, была освящена 13 марта 1852 г. Правый придел во имя пророка Илии, освящен ранее, 6 декабря 1845 г. Здесь крестили, венчали и отпевали. Не одно поколение прошло свой жизненный путь в стенах этой церквушки. Говорят, что убийца последнего настоятеля храма Александра был крещен именно здесь. В 1918 году он совершил свой грех, в 1930 году церковь окончательно закрыли, а через некоторое время, убийца настоятеля повесился рядом с Божьм домом. Но замолить его грехи было уже некому.

Вообще, подобные мрачные истории достаточно часто рассказывают о заброшенных церквях.
Не менее зловещая история произошла в церкви в честь Святой Живоначальной Троицы в селе Троицком. Когда снимали колокола, произошел несчастный случай, погибло несколько человек и лошадей. Насколько это правда, неизвестно, но подобные легенды свято хранятся местными жителями.

Обычно храм воздвигают в центре деревни, по всей видимости, так оно и было в 1801 году, когда был заложен фундамент. Сейчас же, кажется, что церковь стоит в стороне от центральных улиц, от больших дорог.
Облик ее необычен для традиционной русской церкви. Кто-то узрел в ней готические элементы, мне она напомнила Долматовский монастырь.

Храм несколько раз перестраивали. Все дело в том, что трапезная и колокольня постоянно давали трещины. Специалисты предполагают, что храм был построен на месте, где когда-то добывали золото, возможно под храмом находятся шахты.

В 1929 году расстреляли священника, в 1937 церковь окончательно закрыли. Поначалу здесь хранили зерно, потом превратили в складское помещение, в конце концов, за ветхостью сооружения и их закрыли.

Пол давно сгнил, глазницы окон заколочены, фрески сбиты, рассыпается кирпичная кладка. Попасть внутрь можно через небольшой лаз, в подкупольном пространстве достаточно опасно, свисают балки и часть кровли. Если быстро проскочить в алтарную часть, то можно рассмотреть остатки фресок. Ни ладана, ни аналоя, ни престола давно уже нет.

Что станется с храмом, когда мне стукнет 70? Скорее всего, он переживет меня и моих внуков. А дальше? А дальше превратится в пыль.

Видео: Дмитрий Сурин, Анна Рыбакова

https://www.сайт/2015-12-02/chto_proishodit_v_umirayuchih_derevnyah_urala

«Нет никаких признаков жизни»

В Свердловской области – 100 «зомби-деревень». Мы съездили в одну из них

Заксобрание Свердловской области накануне приняло решение о ликвидации восьми свердловских деревень: семи в Верхотурском округе, одной в Красноуральске. По сообщению свердловского минстроя, которому в свою очередь бумаги предоставили муниципальные власти, поселки эти давно брошены – в них нет ни жителей, ни домов, ни инфраструктуры. Как удалось выяснить сайт, всего по региону сейчас формируются документы на ликвидацию около ста таких деревень. Мы решили взять на выбор одну и проверить, действительно ли она брошена.

Выбор пал на поселок Моховой в двух километрах от Нижней Салды (180 километров на север от Екатеринбурга) – один из фигурантов списка свердловского минстроя на ликвидацию. В популярном у туристов двухтомном атласе Свердловской области 2012 года от «Navitel» он уже был обозначен как нежилой. На самом деле это не так.

Фактически Моховой – станционный поселок, возникший в середине прошлого века на железнодорожной ветке, соединяющей Нижний Тагил с Алапаевском. На данный момент он состоит из десятка домов, стоящих вдоль магистрали на единственной в поселке улице Железнодорожников. Большинство домов – деревянные, почерневшие от времени избы. Впрочем, есть три каменных строения. Одно для своих нужд приспособили сотрудники РЖД. Другое – кирпичный многоквартирный дом, построенный в свое время для сотрудников магистрали. Третье – строящийся шлакоблочный дом, забранный под крышу из металлочерепицы. Как минимум три дома в Моховом производят впечатления обжитых. Еще столько же, судя по виду, используются летом как дачи. Остальные брошены. Из благ цивилизации здесь есть сотовая связь, электричество и таксофон на станции.

К слову, дежурной там работает местный старожил – Елена Ивановна Дьячкова. Вместе с родителями-железнодорожниками она приехала в поселок в 70-х годах, семилетней девочкой. «Училась прямо здесь, – говорит наша собеседница, топнув ногой по полу в своем служебном кабинете. – Здесь класс был, работала школа 129-я, учили детей в начальной школе, с 4-го класса переводили уже в Салду». По ее воспоминаниям, поселок был приличный – «одних детей только 30 человек», «работал магазин, приезжал вагон-клуб».

Возник Моховой вокруг бараков, где давали служебное жилье железнодорожникам. Потом сюда же переселили людей из еще одного поселка, «из леса». «История в 70-х годах была целая, массовое убийство, – пустилась Дьячкова в воспоминания. – Девочки пошли в поход, с ними военком и физрук. А ночью военком зарубил топором всех этих девочек. Только одна смогла выбраться к автомобильной дороге». На месте лесного поселка поставили памятник погибшим, людей «переселили сюда».

Закат поселка, по словам нашей собеседницы, начался, когда железнодорожникам «начали давать квартиры в городе» – в Нижней Салде. Семья Дьячковой тоже давно уже не живет в Моховом, но родовой дом здесь сохранили. Используют его как летнюю дачу и для огородничества. О том, что поселок Моховой ликвидируют, железнодорожница знает. «Когда я прочитала, что поселок ликвидируют...», – начала Дьячкова и осеклась. Немного успокоившись, она продолжила: «Мы уже семьей думали об этом, есть масса вариантов, как все оставить. Мое мнение: все потому, что здесь нет как такового улкома (уличного комитета, – прим. ред.), нет никакого муниципального органа, главы поселка, который мог бы что-то решать».

«Тут можно было бы все сохранить и развивать. Места же красивые, речка рядом, поля. В свое время тут столько садов нарезали, планы были замечательные. Но встал вопрос с переездом через пути. Его не сделали, людям это неудобно – все на руках носить», – поделилась своими соображениями Дьячкова. Автомобильная дорога действительно упирается в железнодорожные пути, дальше только пешком. И хотя путь занимает всего несколько сотен метров, но по современным меркам великое неудобство.

Кстати, именно Дьячкова раскрыла нам секрет, почему поселок Моховой по документам нежилой: «Здесь никто не прописан. Последняя здесь была прописана Семенова Нина Николаевна, она умерла года четыре назад». Однако люди в Моховом действительно живут. «Колдобины дом строят, Плесовских живут, свое хозяйство держат, Андрашкины», – перечислила собеседница.

Из всего этого списка застать на месте удалось только Александра Плесовских. На счастье, к нашему приходу он выехал на лыжах из леса: «Собачек (двух здоровых кавказских овчарок, – прим. авт.) выгуливал». По его словам, большинство посельчан работает в Верхней или Нижней Салде и дома появляются только вечером. Сам Плесовских – тоже сотрудник Верхнесалдинского металлургического завода (ВСМПО-Ависма), только работает по сменам, и сегодня у него выходной. «У нас с женой квартира трехкомнатная в Верхней Салде, но она нам не нужна в общем-то. Здесь живем, лес рядом, воздух чистый. У меня жена астматик, ей важно это», – объяснил мужчина. В Моховом они живут с 2000 года. В то время здесь еще работал магазин: «Продуктовый был и промтоварный, потом в тот кризис (2008-2009 годов, – прим. Ред.), по-моему, его закрыли».

Планами чиновников упразднить поселок он, как и Дьячкова, недоволен: «У меня дом приватизирован полностью, столько вложили в него – скважину пробурил, теплицы поставил, баню... И что теперь?» Плесовских ведет нас показывать недостроенный железнодорожный переезд. «В конце 90-х было, садоводы его на свои деньги строили. Но получилось как – соберут деньги, а цены растут, им не хватает уже. Они снова собирают, пока собирают цены опять растут. Так и бросили», – рассказал он. Сейчас на месте бывших садов выросли уже молодые сосенки. «Дома два, наверное, на поле осталось только», – говорит мужчина.

В Моховом у Плесовских большое подворье – порядка 100 индюков. «Раньше еще баранов держали, 12 штук было, но с ними тяжело все-таки», – признается посельчанин. Он тоже говорит, что, если бы решился вопрос с переездом, это место пользовалось бы популярностью. Пока же Плесовских сам чистит дорогу к поселку. «Трактор себе купил, посчитал, что это выгоднее, чем нанимать каждый раз», – признается он.

В администрации Нижней Салды, где формировали заявку на ликвидацию Мохового, на ситуацию смотрят иначе. «Сам Маховой ничего не потеряет. Мы просто приводим в порядок [документы] перед сельскохозяйственной переписью. Она у нас в 2016 году запланирована, – охотно принялся пояснять глава местной администрации Сергей Гузиков. – Просто у нас Моховой в некоторых документах звучит как поселок, но вся почта идет как «Нижняя Салда, улицы Железнодорожников». Он в городской черте, там и останется. Просто убираем статус суверенной муниципальной единицы. Говоря юридически, мы устраняем коллизии». Еще несколько лет назад во всех окрестных поселках была собственная администрация и бюджет. «Потом поменялось законодательство», – говорит Гузиков.

Чиновник подчеркивает, что решение о ликвидации поселка прошло через все официальные процедуры, включая публичные слушания. На вопрос о том, почему в Моховом так и не достроили железнодорожный переезд, на который столько надежд возлагали местные жители, Гузиков отвечает, что это сложно сделать технически. «Там так получается, что дорога, которая идет, она просто упирается в здание вокзала. И что делать, сносить?», – задается вопросом сити-менеджер. На данный момент все, чем он может помочь захиревшему поселку, это «согласовать с ГАИ, чтобы они не перекапывали» еще и отворот с основной трассы к нему.

Глава городского округа Елена Матвеева с ним согласна. «Переезд – это огромная система коммуникаций, это все требует больших затрат. Как вкладывать туда деньги, если в поселке не прописано ни одного человека? У нас в городе гораздо более остро стоит сейчас проблема строительства объездной», – говорит Матвеева. Автотрасса Нижний Тагил – Алапаевск сейчас действительно идет через центр города. Ее помимо перевозки обычных грузов регулярно используют военные, у которых неподалеку расквартированы ракетные комплексы.

К слову, на содержание 106 километров дорог городского округа ежегодно выделяется порядка 11 млн рублей. По словам Гузикова, это «копейки». Их едва хватает, особенно если учесть, что из этих же средств оплачиваются работы по установке дорожных знаков, нанесению разметки и обеспечению безопасности движения возле школ. «Вы знаете, территория у железной дороги вряд ли будет пользоваться спросом. Я понимаю, когда речь идет о зоне нашего городского пруда – это экологически чистое место. Люди сейчас стремятся к этому, а не туда, где шумят поезда. С государственной точки зрения, я считаю, что надо в первую очередь обеспечивать интересы большинства», – добавила Матвеева.

Перспективы Мохового, по ее словам, призрачные: «Думаю, там будет все так же, как и сейчас. Открывать магазин – какой бизнес туда пойдет? Открывать школу… Там нет ни одного ребенка». Впрочем, окрестная территория все-таки включена в планы перспективной застройки так называемого микрорайона Западный. Здесь планировалось строить около 40 коттеджей для молодых семей. Пока планы пришлось отложить. «Областную программу свернули», – пояснил Гузиков.

Всего в Свердловской области к ликвидации могут быть представлены около 100 населенных пунктов. Глава минстроя Сергей Бидонько объявил об этом на заседании правительства региона еще в начале ноября. По его словам, министерство проводит масштабную ревизию населенных пунктов и там, где «нет никаких признаков жизни», принимается решение о ликвидации. Механизм следующий: на муниципальном уровне собирается информация о населенном пункте, который может быть ликвидирован, и местные власти направляют паспорт территории с необходимыми пояснениями в министерство строительства. Если правительство одобряет ликвидацию населенного пункта, документы поступают в областное Заксобрание, и уже депутаты принимают окончательное решение. «Мы опираемся на те документы, которые приходят с муниципального образования», – подтвердил в разговоре с корреспондентом нашего издания депутат-коммунист Андрей Альшевских.

За последний месяц депутаты Заксобрания ликвидировали 10 населенных пунктов. Помимо Мохового, среди них деревня Новый путь в Красноуфимском районе, верхотурские деревни Добрынина, Корчемкина, Макарихина, Мызникова, Тренихина, поселке Обжиг и при железнодорожном разъезде 99 километр, а также поселок Промежуток на территории Красноуральска. Кроме того, на рассмотрении минстроя несколько населенных пунктов в Артемоском. Речь идет о поселках Среднеборовской, Катковые поля, Каменка, Белый Яр, Дальний Буланаш, Упор, Елховский, Брагино.

Во время одного из обсуждений на заседании Заксобрания депутат-единоросс Галина Артемьева отметила, что не во всех случаях речь пойдет о полной ликвидации населенных пунктов. В некоторых случаях, по ее словам, будет рассматриваться вопрос о присоединении их к более крупным муниципалитетам.

Тот же Альшевских вспоминает историю со сгоревшим поселком Вижай в Ивдельском округе. Местные власти планировали его ликвидировать, расселив погорельцев по другим населенным пунктам, но затем передумали. Сейчас в поселке снова строятся дома. Кто-то сдает их туристам, кто-то использует под дачи. По мнению депутата, для упорядочивания методики ликвидации нежилых поселков необходимо определить временной лаг. Решение об упразднении принимать только в том случае, если за этот промежуток никто не стал обживать эти места вновь.

Бывшее общежитие Уралмашзавода, кирпичное здание 1932-33 годов постройки. Одно из первых возведенных капитальных зданий района Уралмаш. С начала постройки и до расселения здание являлось общежитием работающих на заводе УЗТМ, а затем и всех подряд. Также на первом этаже располагались ресторан «Север» и магазин «Кулинария» - примерно до 2000-х годов. Расселено в 2018 году. Состояние - без дверей и окон, стены целые. Охраны и забора нет.

Подземное →

Несмотря на то, что в убежище недавно делали ремонт, оно уже разграблено. Внутри остались остатки дизеля и ФВУ. Света нет из-за оборванных проводов. Есть проход на территорию больницы, но он закрыт железными дверями, на замок. Не охраняется, но есть опасность попасться на глаза бдительным гражданам.

Заводы →

Завод Горноспасательного Оборудования, основанный в 1953 году, занимался разработкой, производством и реализацией продукции пожарно-технического назначения, горноспасательной аппаратуры, горношахтного оборудования, изделий медицинского назначения и товаров народного потребления. Серийно выпускаются компрессоры кислородные дожимающие КДК-10, компрессоры воздушные дожимающие КДВ-30, респираторы «Урал-10» и «Урал-10М», станции зарядной...

Заводы →

Основная часть убежища была забетонирована, сейчас в свободном доступе, другая подземная часть более похожа на складское помещение. Узкое и длинное, множество полок, пару туалетов, вентиляции. Судя по внешнему виду, не так уж и плохо сохранилось, ценных и интересных вещей нет, постоянная охрана отсутствует. Если только не нарваться на охрану во время обхода территории.

Остальное →

Квартал заброшенных деревянных домов времен НЭПа находится в исторической части города, где также еще сохранилось несколько зданий, признанных памятниками архитектуры. Кооператив, построивший эти дома в 1927 году, был создан технической интеллигенцией Свердловска – инженерами, архитекторами, врачами, юристами. Это было жильё, которое строили для себя относительно состоятельные по временам НЭПа люди. Например, швейцарский подданный инженер...

Остальное →

Дом в самом центре Уралмаша 1932 года постройки. Расселен в конце 2016 года. Памятника архитектуры в стиле конструктивизм. В нем жило руководство штаба НКВД, который охранял три важных объекта: Уралмашзавод, СУГРЭС и железнодорожную станцию "Свердловск". Охраны нет. К концу ноября 2017 - дом снесен

Заводы →

Первое здание будущего завода построили в конце 1930-х годов, тогда планировалось, что здесь будет располагаться библиотека имени Белинского. Однако, грянула война, и планы изменились. В 1941 году сюда эвакуировали московский завод № 214 Наркомата Авиационной промышленности, здание достроили и внутри устроили цеха. После окончания войны завод занимал уже целый квартал в самом центре города. Здесь производили приборы для самолётов и...

Остальное →

Городской квартал площадью около 400 на 250 метров, с домами этажностью от 1 до 5, всего около десятка домов. Жилые дома практически все отселены. Двери большинства подъездов закрыты, в домах окна частично выбиты, частично заколочены. Территория открыта для доступа и не охраняется. Также в пределах квартала находится территория цехов Завода гражданской авиации, которые также планируют закрыть и перевезти. Квартал освобождается для...

Двухэтажное здание, рядом есть баня (сгоревшая) и что-то наподобие погреба. Также сзади есть одноэтажный пристрой. Расположено между бетонным заводом и братской могилой немецких солдат. Часть здания горела, но она небольшая. На первом этаже вставлены пластиковые окна (все разбиты), с лестницы есть выход на чердак. Состояние (на лето 2017) хорошее, висят обои, стоят шкафы, охраны нет.

От Уралмашзавода до поселка Красный с испытательным полигоном была пущена железнодорожная линия в начале 1930-х годов. До 2008 года продолжалось регулярное пассажирское движение. до 2016 года через станцию периодически проходили товарные составы. Станция имеет четыре пути, пару вагончиков, каменное здание диспетчерской и стрелку на отвалы УЗТМ. Сохранились интерьеры диспетчерской станции, стрелки. Охраны нет.

Тепличный комплекс забросили до 2013 года, скорее всего из-за подступившей (всего в 30 метрах от теплиц) воды расширяющегося водохранилища. Представляет собой руины 14-ти теплиц, соединенных общим проходом. Каркас всех теплиц деревянный. В комплексе располагаются 2-х этажное административно-бытовое здание для обслуживающего персонала, хозяйственное здание, 3 будки бывшей охраны, а также 3 хозяйственных сарая. В 2-х этажном здании можно...

От Уралмашзавода до поселка Красный с испытательным полигоном была пущена железнодорожная линия в начале 1930х. До 2008 года продолжалось регулярное пассажирское движение. Сейчас через станцию периодически проходят товарные составы. Станция имеет три пути, пару вагончиков и каменное здание диспетчерской. Отлично сохранился диспетчерский пульт, релейная, множество документации. Охраны нет.

Кладбище сельскохозяйственной техники Красноармейского колхоза. Всего более 30 единиц техники, начиная от всевозможных прицепов и телег заканчивая автобусами, комбайнами и пожарными ЗиЛ-131 и УАЗ-452. Кладбище находится на территории действующего колхоза, охрана частичная со стороны котельной и гаражей действующей техники. Охрана переодически пускает посторонних на отстойник.

Село Мраморское основанно в 1738 году расположенное в 12км от города Полевского. С 1957 г. в сере развивается пушное производство, это единственная в области звероферма по разведению ценных пушных зверей. Вначале это было кролиководческое хозяйство, потом оно выращивало черно-бурых лисиц, песцов и норок. Общая численность стада превышала 4 тысяч голов. Ферма полностью закрылась примерно в 2007 г. На данный момент (07.06.2017) частично...

Территория базы окружена металлическим забором, хотя на воротах замка нет. На территории базы три гостевых дома, столовая и хозяйский дом с несколькими сараями. Все дома целы и почти не тронуты. Охраны не замечено.

Лагерь был построен в 60-х годах, недалеко от Нижнего Тагила. Принадлежал Уралвагонзаводу до 2007 года, после чего был передан в муниципальную собственность. До 2010 года Уралвагонзавод вкладывал средства перед каждым сезоном. В 2010 заводчане отказались от аренды, до 2016 года лагерь простаивал, потом был отдан казачеству. Все корпуса в лагере целы, но закрыты. В некоторых зданиях окна разбиты и заколочены досками. По соседству с «Лесной...