Ресурсоснабжающие организации обязаны устанавливать как общедомовые, так и индивидуальные приборы учета — письма Минрегиона РФ и ФАС России. Установка приборов учета Нарушение антимонопольного законодательства установлено

1. Письмо Минрегиона РФ от 07.12.2010 г. №41190-ИБ/14 (отменено, читайте дальше)


ПИСЬМО
от 7 декабря 2010 г. N 41190-ИБ/14


Министерство регионального развития Российской Федерации в связи с многочисленными обращениями организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вопросу разъяснения положений статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261­-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 9 статьи 13 указанного Закона с 1 июля 2010 года организации, которое осуществляют снабжение водой или передачу ресурса и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов (далее - ресурсоснабжающие организации), подлежащих в соответствии с требованиями данной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Учитывая требования к местам установки приборов учета, определенные пунктом 1 рассматриваемой статьи, и положения в части общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения, либо в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических и коммунальных ресурс он и принадлежащих на праве собственности, или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании, разным лицам.

В зависимости от способа управления многоквартирным домом (статья 161 Жилищного кодекса Российской Федерации) лицами, которые могут обратиться к ресурсоснабжающей организации с целью заключения договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации коллективных (общедомовых) приборов учета, являются:
- при непосредственном способе управления - собственники помещении в многоквартирном доме;
- при управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив соответственно;
- при управлении управляющей организацией - соответствующая управляющая организация.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128­-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений. Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета лицензированию не подлежит.

Примечание редактора: Федеральный закон от 08.08.2001 г. №128­-ФЗ утратил силу.
, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 г. №99-ФЗ.


Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства
И.Л. Булгакова


2. Письмо Минрегиона РФ от 27.10.2011 г. № 29432-АП/14

МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 27 октября 2011 г. N 29432-АП/14


Министерством регионального развития Российской Федерации в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлялось письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14 по вопросу разъяснения положений статья 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 5.3.1.16 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом согласно пункту 5.4 Положения ФАС России обобщает и анализирует практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, разрабатывает рекомендации по применению антимонопольного законодательства.

На основании изложенного Минрегион России отзывает письмо от 7 декабря 2010 г. № 41190-ИБ/14. За разъяснениями по вышеуказанным вопросам необходимо обращаться в ФАС России.

А.А. ПОПОВ

3. Информация ФАС России

Ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельности по установке, замене, эксплуатации коллективных и индивидуальных приборов учета энергоресурсов


В Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) поступило письмо Минрегион России от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14, в котором даны разъяснения по применению Закона об энергосбережении.

Разъяснения касались требований к местам установки приборов учета энергетических ресурсов. При этом в письме было указано, что «ресурсоснабжающие организации обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации только коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам водоснабжения».

Между тем, по мнению ФАС России, исходя из понимания положений Закона об энергосбережении на ресурсоснабжающую организацию возложена обязанность по осуществлению деятельности по установке, замене, эксплуатации как коллективных (общедомовых) приборов учета в местах подключения объектов (многоквартирных домов) к централизованным системам энергоснабжения, так и индивидуальных приборов учета энергоресурсов.


Кроме того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 67 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» к ведению ФАС России отнесены полномочия по контролю за соблюдением организациями, обязанными осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, требований о заключении и исполнении договора об установке, замене, эксплуатации указанных приборов, порядка его заключения, а также требований о предоставлении предложений об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов. При этом в соответствии с положениями пункта 5.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2006 № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации» ФАС России наделена полномочиями по обобщению, разработке рекомендаций по применению и анализу практики применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности. Таким образом, именно ФАС России является органом, уполномоченным давать разъяснения по вопросу установки приборов учета в рамках предоставленных полномочий.

Основываясь на изложенном, ФАС России направила требование об отзыве письма Минрегиона России. Требование было исполнено. В адрес органов исполнительной власти направлено письмо от 27.10.2011 №29432-АП/14 об отзыве письма от 07.12.2010 № 41190-ИБ/14.

Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №261-ФЗ) устанавливает обязанность собственников помещений в многоквартирных домах обеспечить оснащение таких домов индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (п. 5 ст. 13).
Таким образом, установка приборов учета воды осуществляется за счет собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах.
Согласно ч. 9 ст. 13 Закона №261-Ф3, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ч. 12 ст. 13 Закона № 261-ФЗ, до 1 июля 2013 года организации, осуществляющие снабжение и передачу энергетических ресурсов в объектах, которые не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с подпунктом «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

ФАС России по вопросу места установления прибора учета считает необходимым сообщить следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила), в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и Правил, должны быть указаны, в том числе:

А) точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя;

В) требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.

Как указывает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (постановление Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года), норма подпункта "а" пункта 25 Правил устанавливает пределы возможного расположения точки присоединения в пределах участка заявителя и не позволяет сетевой организации возлагать на заявителя дополнительные не предусмотренные Правилами обязанности по выполнению мероприятий по технологическому присоединению за пределами границ участка.

Указанным постановлением Президиума ВАС РФ N 16008/10 от 18 мая 2011 года также установлено, что распределение мероприятий по технологическому присоединению и обязанностей по их выполнению заявителем и сетевой организацией производится по границе участка заявителя в соответствии с пунктами 16.1 , 16.3 , подпунктом "г" пункта 25.1 Правил технологического присоединения.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и Правил, сведений и информации о расположении точки присоединения за пределами границ участка заявителя будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Требования к приборам учета электрической энергии (мощности) должны соответствовать требованиям, указанным в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (мощности), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).

Согласно пункту 138 Основных положений, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Специальные требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, Правилами технологического присоединения и Основными положениями не установлены.

Пунктом 19 Правил установлен запрет навязывания заявителю услуг и обязательств, не предусмотренных настоящими Правилами.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия требований к приборам учета электрической энергии (мощности), не предусмотренных Основными положениями, не допускается, а в противном случае может содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, действия сетевой организации по включению в технические условия требований к прибору учета, не соответствующих Основным положениям, будут противоречить Правилам и могут содержать признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Пунктом 144 Основных положений установлено, что приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.

Таким образом, включение сетевой организацией в технические условия для заявителей, предусмотренных

Установка приборов учета

1. На основании какого закона, кому и в какие сроки необходимо установить приборы учета энергоресурсов?

Федеральным законом от 01.01.2001 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01.01.2001) на собственников помещений в многоквартирных домах и собственников жилых домов возложена обязанность по установке приборов учета энергоресурсов в срок до 1 января 2012 года.

2. За чей счет и какие приборы учета должны быть установлены?

За счет собственных средств собственник помещения в многоквартирном доме должен установить индивидуальные приборы учета воды (холодной и горячей воды), природного газа, электрической энергии.

При этом многоквартирный дом должен быть оснащен коллективными приборами учета воды, тепловой энергии (отопления) и электрической энергии. Установка коллективных приборов учета осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме.

3. Какую выгоду получит потребитель при установке прибора учета?

Установка прибора учета направлена, прежде всего, к переходу на оплату за фактическую величину потребленного ресурса, определяемого по показаниям прибора учета.

В случае, если величина норматива потребления услуги меньше фактического потребления ресурса, то при установке прибора учета размер платы, вследствие возросшего фактического потребления ресурса, увеличится, а если норматив был высокий – то граждане соответственно будут платить меньше.

Если в доме установлен коллективный прибор учета, то разница между показаниями коллективного прибора учета и потреблением ресурса по индивидуальным приборам учета распределяется на собственников помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета.

В настоящее время разрабатываются новые Правила предоставления коммунальных услуг , которые призваны урегулировать данную ситуацию.

4. Надо ли устанавливать за свой счет счетчики тем, кто проживает в муниципальном жилом помещении?

На основании ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям .

Приказом Минрегиона России утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации , по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Согласно п. 15 Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений раздела III Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту данного Перечня устройство и демонтаж всех систем (водопровод , канализация, отопление и электроснабжение), кроме системы газоснабжения , требуют получения свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, только в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в ст. 48.1 ГрК РФ – это особо опасные, технически сложные и уникальные объекты. Многоквартирный дом в данный перечень не входит.

Деятельность по установке, замене и (или) эксплуатации приборов учета не подлежит также и лицензированию. Согласно требованиям ст. 17 Федерального закона от 01.01.2001 «О лицензировании отдельных видов деятельности » лицензированию подлежит деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.

Учитывая изложенное, установку индивидуального и коллективного прибора учета, кроме прибора учета газа, вправе выполнить любое физическое или юридическое лицо.

Необходимо отметить, что работы по замене электросчетчиков являются работами в действующих электроустановках и связаны с опасностью для жизни людей. В связи с возможностью поражения электрическим током, установку электросчетчиков все же лучше доверить организации, специализирующейся на данном виде работ.

В тоже время, установка индивидуальных и коллективных приборов учета может быть выполнена и по договору. На основании ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 01.01.2001 ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Минэнерго РФ от 01.01.2001 № 149.

При установке коллективных приборов учета воды должны быть соблюдены требования Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ, а при установке коллективных приборов учета тепловой энергии – Правила учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденные Минтопэнерго РФ 12.09.1995 № Вк-4936.

9. Как сориентироваться в многообразии приборов учета, выбрать грамотных специалистов?

Действующим законодательством не предъявляются требования к лицам, осуществляющим установку приборов учета воды, электро - и тепловой энергии, кроме природного газа.

При выборе компании, с которой Вы планируете заключить договор, целесообразно также обратить внимание на опыт и время работы компании на рынке, отзывы на профессионализм персонала, качество и быстроту выполнения аналогичных работ. Такая информация может содержаться в СМИ: газеты, телевидение и сеть Интернет. Кроме того, можно обратить внимание на отзывы лиц, которые уже воспользовались услугами данной компании.

Установку прибора учета необходимо осуществлять на основании договора с организацией, специализирующейся на выполнении данного вида деятельности. Перед заключением договора необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, а именно: с предметом договора, его ценой, порядком расчетов по договору, сроком установки прибора учета, его местом установки, порядком ввода прибора учета в эксплуатацию и гарантийными обязательствами данной организации. Оплату необходимо производить только после завершения работ.

На рынке имеется достаточное количество организаций, осуществляющих установку приборов учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии.

10. Кто участвует в оформлении акта ввода индивидуального прибора учета в эксплуатацию? Имеет ли право исполнитель коммунальной услуги требовать деньги за пломбирование и последующее обслуживание счетчиков?

После установки индивидуального прибора учета потребитель должен направить заявление исполнителю коммунальной услуги (управляющая организация, товарищество собственников жилья, а при непосредственном управлении – ресурсоснабжающая организация) о согласовании установки прибора учета и внесении необходимых изменений в договор на поставку ресурса.

После подачи заявления представитель исполнителя коммунальной услуги, организация, установившая прибор учета, и потребитель оформляют акт ввода прибора учета в эксплуатацию.

В целях исключения случаев бесконтрольного демонтажа прибора учета производится пломбирование установки прибора учета. Услуга по пломбированию прибора учета не подлежит государственному регулированию и определяется на основании прейскуранта цен исполнителя коммунальной услуги.

Необходимо отметить, что поскольку ввод прибора учета в эксплуатацию может быть осуществлен только исполнителем коммунальной услуги, то по вопросу обоснованности калькуляции затрат на ввод прибора учета в эксплуатацию исполнителя коммунальной услуги потребитель может обратиться в Нижегородское управление федеральное антимонопольной службы России.

По желанию потребитель вправе заключить договор о техническом обслуживании прибора учета. Техническое обслуживание прибора учета может включать работы по прочистке фильтров, проверке сохранности пломб, осмотру состояния и визуальному контролю работы счетчиков.

11. Пошаговая процедура установки индивидуальных приборов учета

Газ (Требования)

1) Получить справку об отсутствии задолженности за газ, обратившись в ёт» (тел. многоканальный). Абонентские пункты расположены по адресам:

ул. Невзоровых д.89

ул. Бонч-Бруевича д.4

ул. Июльских дней д.19

ул. Павла Мочалова д.11

пр. Ленина, 111

Для получения справки необходимо предоставить квитанции об оплате за газ и паспорт собственника жилья или прописанного.

2) Подать заявку на установку счётчика в (ул. Пушкина, 18, каб. 103 окно 2 с приложением справки об отсутствии задолженности за газ. Оплатить 835,44 рублей за выход мастера, консультацию и составление технического формуляра на установку счётчика.

3) Согласовать дату и время выхода мастера для оформления формуляра на установку счётчика (звонить в соответствующее отделение):

Нагорное отделение – пер. Звенигородский д. 8а,

Сормовское отделение – ул. Чаадаева д. 12б,

Автозаводское отделение – ул. Аксакова д.38,

В части ответственности ДУКов, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций.

На основании ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований предъявляемых к оснащенности многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения влечет наложение административного штрафа .

Следует отметить, что решение об установке прибора учета должны принимать собственники. Поэтому, если собственники не приняли решение об установке прибора учета, то наказать ДУК, ТСЖ или ресурсоснабжающую компанию нельзя.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 01.01.2001 государственный контроль за соблюдением требований законодательства об энергосбережении осуществляется федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный контроль) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль), уполномоченными на осуществление такого государственного контроля, в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Осуществление регионального государственного контроля в части наложения штрафа в отношении лиц, препятствующих оснащенности приборами учета, станет возможно после разработки и принятия Правительством Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта.

В настоящее время проект указанного нормативного правового документа находится на согласовании в федеральных органах государственной власти.

В части ответственности собственников.

Ч. 12 ст. 13 Федерального закона от 01.01.2001 установлено.

После 1 января 2012 года лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов (собственники жилых домов и собственники помещений в многоквартирном доме), должно обеспечить допуск ресурсоснабжающих организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку приборов учета.

В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания .

При этом граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

Следует отметить, что меры ответственности граждан за невыполнение требований Федерального закона от 01.01.2001 не установлены.

В настоящее время Минрегион России ведет разработку новых Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в которых при расчете размера платы за коммунальную услугу для потребителя, не установившего индивидуальный прибор учета, предусмотрено введение повышающих коэффициентов.

10 января на заседании Совета Госдумы был рассмотрен законопроект, предусматривающий наделение РСО обязанностью устанавливать индивидуальные приборы учёта энергоресурсов за свой счет. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию у экспертов.

Проект федерального закона был внесен на рассмотрение депутатами А. Морозовым, С. Натаровым, А. Диденко и Д. Савельевым и предусматривает обязанность установить приборы учёта воды, тепла или газа в домах за счёт ресурсоснабжающих компаний.

«Если долго ждать, то иногда получается дождаться», - похоже так подумали, узнав о законопроекте, потребители энергоресурсов, до сих пор не позаботившиеся установить себе приборы учета воды, тепла и газа.

Однако, среди законодателей по поводу проекта тут же развернулась активная полемика. Дело в том, что предложение о закреплении за организациями, снабжающими водой, газом и теплом, обязанности устанавливать учетное оборудование за свой счёт оказалось не таким «благостным», как может подуматься изначально.

Казалось бы, установка приборов учета превратилась уже в своеобразную «бизнес-кормушку», ударяющую по карману потребителей и, соответственно, было бы неплохо освободить людей от подобных затрат. Такой точки зрения придерживался, например, член Совета Федераций Сергей Калашников.

С другой стороны, законодатели и эксперты задумались, каким образом организации, оказывающие снабжение конечных потребителей водой, газом и теплом, компенсируют себе расходы, которые они понесут в результате затрат на приобретение и установку счетчиков. И вот тут «не всё так однозначно».

Законопроект абсолютно сырой. К примеру: перекладывание обязанности по установке приборов учета на РСО, приведет к необходимости включения в их затраты дополнительных средств на установку приборов учета. Поскольку это будут дополнительные затраты, сверх имеющихся текущих затрат указанных организаций, это приведет к росту тарифов, в том числе для населения, причем сверх предельного уровня (то есть, к примеру, в 2017 году более чем на 4,9%), - Андрей Романчук, председатель правления Ассоциации "Надежный партнер".

Споры вокруг проекта федерального закона специально для п ортала «ЖКХ Контроль» прокомментировал член Совета Федераций Виктор Рогоцкий, который представлял законопроект на заседании Комиссии Сената по экономической политике.

В настоящее время в соответствии с ФЗ-261 и Жилищным кодексом все расходы по установке и эксплуатации приборов учета потребляемых ресурсов несет потребитель. Передача функций, как показывает практика, обязательно приведет к тому, что ресурсоснабжающие организации переложат расходы на установку и эксплуатацию приборов учета на конечного потребителя путем повышения цены на поставляемые ресурсы, т.е. - на тарифы, - Виктор Рогоцкий .

На самом деле, предлагаемая мера фактически предусматривает установку приборов учета гражданам, которые не выполнили установленную законом обязанность по установке приборов учета, в том числе экономически активным гражданам, имеющим постоянный доход, за счет средств всех потребителей. В том числе добросовестных потребителей, которые выполнили требования законодательства и за свой счет обеспечили установку приборов учета коммунальных ресурсов, в том числе потребителей, относящихся к малообеспеченным категориям граждан (неработающих пожилых лиц, работников бюджетной сферы и т.д.).

Кроме того, законопроект не предусматривает решение существующих проблем: обеспечения доступа к месту установки прибора учета, ввода прибора учета в эксплуатацию без акцепта потребителя, перехода собственности на ПУ при ликвидации РСО, не решен вопрос сохранности приборов учета и т.д.

Сейчас система установки ИПУ работает, да не без проблем, но работает. Что будет при изменении нормы? Получим очередную неразбериху, а когда разберемся можем получить очередную инициативу с тысячей доводов для изменении нормы, - Виктор Рогоцкой.

Нецелесообразность принятия поправок озвучил и глава комитета Совета Федерации по экономической политике.

Мы с коллегами поддержали бы этот закон в том случае, если бы он был хорошо просчитан. В том виде, в котором он представлен, законопроект приведёт к повышению расходов компаний, которые они постараются компенсировать за счёт потребителей, — такое право компании имеют. Думаю, никто не хочет, чтобы к нему пришли платёжки с увеличенным тарифом, - Юрий Неёлов, глава комитета Совета Федерации по экономической политике.

Ожидается, что в ближайшее время сенаторы вернутся к проработке этого вопроса вместе с коллегами из Госдумы. Нам же остается надеяться, что принятое в результате обсуждений решение не окажет влияние на действующие тарифы.

ЖКХ, коммунальные услуги, Совет Федерации, Госдума, счетчики, приборы учета, законопроект, жилищно-коммунальное хозяйство, ЖКХ России