Посланник страны швамбрании лев кассиль. Лев кассиль - семь рассказов

Сядь, мой дружок, раскрой эту книжку, посмотри картинки, послушай, про что говорится тут.

Эта книжка о Советской Армии, о твоих славных защитниках.

Много у нашей Родины друзей в разных странах. Но есть у неё и злые враги - те, что привыкли чужим трудом наживаться, чужое добро грабить. Ненавидят они нашу мирную, трудовую страну. Но крепко охраняет Родину Советская Армия.

Хорошо спалось тебе ночью, а пограничники всю ночь стояли на страже, чтобы никто тайком не прополз на нашу землю. И дежурили на своих постах те, кто охраняет наше небо.

А утром, когда ещё птицы спали, поднялись в небо самолёты. Бывалые командиры стали учить полёту молодых лётчиков. Наши корабли подняли на рассвете флаги и пошли по морям, по волнам. Старые капитаны принялись учить молодых матросов морской службе. Ты ещё спишь утром, а танкисты уже заводят моторы своих боевых машин. И уже вышли в поле на учение солдаты-пехотинцы.

И у лётчиков, и у моряков, и у пехотинцев - у всех на шапках красные звёзды.

Все люди знают свет этих алых звёзд. Добрая слава у храбрых советских солдат! Много лет назад, когда была гражданская война, Красная Армия защитила Советскую страну: побила белогвардейцев и прогнала вон чужеземные войска, которые наслали на нашу землю богачи-капиталисты из четырнадцати стран.

А в 1941 году напал на нас злой и сильный враг - фашисты из Германии. Никогда ещё не было врагов страшнее их. Четыре долгих года шла Великая война. Вдребезги разбила наша армия хвалёные фашистские войска. Прочь с нашей земли выгнала их и помогла соседним странам избавиться от захватчиков-фашистов.

Но не сразу - в тяжёлых, опасных боях досталась нам победа. Одни дрались с врагом на земле, другие били фашистов в воздухе. На морях и реках, среди скал и гор, в лесах и степях побеждали врага наши войска.

Это твои защитники. И сегодня стоят они на страже мирной жизни, чтобы тебе и другим ребятам можно было жить и никого не бояться, спокойно спать и читать разные книжки.

Прочти же эту книжку, разгляди картинки и запомни, какое важное и славное дело - защита Родины. Только не лёгкое это дело. Надо сильным быть, чтобы не устать. Смелым - чтобы не испугаться. И умелым нужно стать - чтобы знать хорошо, как с оружием обращаться. Расти, дружок, и ты таким!

«ВОЗДУХ!»

Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит. Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники. День и ночь они на страже. Птица пролетит- и ту услышат. Звезда упадёт - и её заметят.

Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат - урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:

Враг летит! Будьте готовы!

Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:

«Граждане, воздушная тревога!»

В ту же минуту раздаётся команда:

И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.

И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться. Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.

Дай луч!

И по всему небу загуляли лучи прожекторов.

По фашистским самолётам огонь!

И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.

«Вон где враг, бейте его!»-говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи - запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.

Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!

У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов- сильный луч. Не вырваться фашисту.

Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! - И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.

Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт. Не удалось ему пробраться к городу.

Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.

«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»

Прилетел в наше небо большой самолёт. Чёрно-жёлтые кресты на крыльях. Сзади - фашистская метка, как репей-колючка на собачьем хвосте. Вражеский самолёт. Бомбардировщик.

Но есть у нас всех и у тебя храбрые защитники - славные лётчики наши.

Словно буря пронеслась по полю. Только мелькнули красные звёзды на крыльях - и вот уже в небе они! И ревёт мотор, и воздух воет, ветер отстал, облака - в клочья! Это махнул навстречу врагу маленький и быстрый самолёт-истребитель. Сердитый, острый, как пуля, «ястребок».

Догнал фашистов наш быстрый «ястребок» и стал клевать врага, бить из пулемётов - в крыльях у него пулемёты.

Отбивались фашисты. Палили из пушки, стреляли изо всех своих пулемётов.

Ранила одна пуля нашего лётчика в руку. Больно было лётчику, но ни за что не хотел он упускать врага. Как рассерженная пчела, жужжал «ястребок» и вился над фашистским самолётом. Залетал сбоку и заходил спереди. Нагонял сзади и бросался на врага сверху. Вертелся фашист, плевался огнём из пушки, огрызался пулемётами.

Долго шёл бой в небе.

Вдруг замолчали пулемёты «ястребка».

Что такое?..

Кончились патроны. Нечем больше стрелять.

Обрадовались фашисты: «Что он может с нами сделать без патронов!»

«Нет, не уйдёшь от меня!-сказал наш лётчик, разогнал что есть духу свой маленький «ястребок» и смело полетел прямо к самому хвосту вражеского самолёта.- Не уйдёшь!»

Отчаянно стреляли в него фашисты. Целые стаи пуль неслись навстречу.

Но «ястребок» с налёту ударил своим винтом по рулю бомбардировщика и перерубил фашисту хвост - словно острым мечом отсек.

Разом рухнул вниз фашистский самолёт. Ткнулся с размаху носом в землю и взорвался на своих бомбах.

А у «ястребка» только пропеллер погнулся от удара. Раненый лётчик дотянул машину до своих и доложил командиру, что задание выполнено - враг уничтожен.

Вы ранены, сядьте,- сказал командир.- Благодарю за службу. Отличный таран!

А таран - это и есть тот смелый удар, которым наш «ястребок» разрубил фашиста.

Такое случалось не раз во время войны.

Прошло с тех пор много лет.

Но вот однажды прилетел тайком в наше мирное небо самолёт- шпион из одной заморской страны. Захотел он высмотреть незаметно, где у нас заводы новые построены, где защитники страны на своих постах находятся.

Высоко, выше всех облаков, летел самолёт-шпион.

Думал заморский лётчик, что никто на нашей земле и не знает о его прилёте. Да просчитался!.. У нас там, где надо, специальные аппараты - радары - показали: чужак в небе!

И откуда ни возьмись, нагнал шпиона быстролётный снаряд, пущенный защитниками нашего неба.

Разлетелся заморский самолёт на куски. А лётчик с перепугу еле успел на парашюте соскочить.

Плюхнулся на землю.

И сдался нашим солдатам.

Мы,- говорит,- у себя за морем не знали, что у вас снаряды могут так высоко залетать.

Ну теперь будете знать,- говорят ему,- больше не сунетесь.

ЗАЩИТНИКИ НАШИХ МОРЕЙ

Говорили мы: «Не ходи, фашист, в наши моря - худо будет!»

Не послушали фашисты. Посадили тысячи своих солдат на пароходы, нагрузили корабли танками и пушками. И поплыли фашисты к советским берегам.

Лев Кассиль

Семь рассказов

ПОЗИЦИЯ ДЯДИ УСТИНА

Маленькая, по окна вросшая в землю изба дяди Устина была крайней с околицы. Все село как бы сползло под гору; только домик дяди Устина утвердился над кручей, глядя покривившимися тусклыми окнами на широкую асфальтовую гладь шоссе, по которому целый день из Москвы и в Москву шли машины.

Я не раз бывал в гостях у радушного и говорливого Устина Егоровича вместе с пионерами из одного подмосковного лагеря. Старик мастерил замечательные луки-самострелы. Тетива на его луках была тройной, скрученной на особый манер. При выстреле лук пел, как гитара, и стрела, окрыленная прилаженными маховыми перышками синицы или жаворонка, не вихлялась в полете и точно попадала в мишень. Луки-самострелы дяди Устина славились во всех окружных лагерях пионеров. И в домике Устина Егоровича всегда было вдосталь свежих цветов, ягод, грибов - то были щедрые дары благодарных лучников.

У дяди Устина было и собственное оружие, столь же старомодное, впрочем, как и деревянные арбалеты, которые он мастерил для ребят. То была старая берданка, с которой дядя Устин выходил на ночное дежурство.

Так жил дядя Устин, ночной караульщик, и на пионерских лагерных стрельбищах звонко пели его скромную славу тугие тетивы, и вонзались в бумажные мишени оперенные стрелы. Так он жил в своей маленькой избушке на крутогоре, читал третий год подряд забытую пионерами книгу о неукротимом путешественнике капитане Гатерасе французского писателя Жюль-Верна, не зная ее выдранного начала и не спеша добраться до конца. А за окошком, у которого он сиживал под вечер, до своего дежурства, по шоссе бежали и бежали машины.

Но этой осенью все изменилось на шоссе. Веселых экскурсантов, которые прежде под выходные дни мчались мимо дяди Устина в нарядных автобусах в сторону знаменитого поля, где когда-то французы почувствовали, что они не смогут одолеть русских, - шумных и любопытных экскурсантов сменили теперь строгие люди, в суровом молчании ехавшие с винтовками на грузовиках или смотревшие с башен двигающихся танков. На шоссе появились красноармейцы-регулировщики. Они стояли там днем и ночью, в жару, в непогоду и в стужу. Красными и желтыми флажками они показывали, куда надо ехать танкистам, куда - артиллеристам, и, показав направление, отдавали честь едущим на Запад.

Война подбиралась все ближе и ближе. Солнце на заходе медленно наливалось кровью, повисая в недоброй дымке. Дядя Устин видел, как косматые взрывы, жилясь, выдирали из охавшей земли деревья с корнем. Немец изо всех сил рвался к Москве. Части Красной Армии разместились в селе и укрепились тут, чтобы не пропускать врага к большой дороге, ведущей на Москву. Дяде Устину пытались втолковать, что ему нужно уйти из села - тут будет большой бой, жестокое дело, а домик у дядюшки Размолова стоит с краю, и удар падет на него.

Но старик уперся.

Я за выслугу своих летов пенсию от государства имею, - твердил дядя Устин, - как я, будучи прежде, работал путевым обходчиком, а теперь, стало быть, по ночной караульной службе. И тут сбоку кирпичный завод. К тому же склады имеются. Я не в законном праве получаюсь, ежли я с места уйду. Меня государство на пенсии держало, стало быть, теперь и оно передо мной свою выслугу лет имеет.

Так и не удалось уговорить упрямого старика. Дяди Устин вернулся к себе во двор, засучил рукава выгоревшей рубашки и взялся за лопату.

Стало быть, тут и будет моя позиция, - промолвил он.

Бойцы и сельские ополченцы всю ночь помогали дяде Устину превращать его избушку в маленькую крепость. Увидев, как готовят противотанковые бутылки, он бросился сам собирать порожнюю посуду.

Эх, мало я по слабости здоровья закладывал, - сокрушался он, - у людей иных под лавкой цельная аптека посуды... И половинки, и четвертинки...

Бой начался на рассвете. Он сотрясал землю за соседним лесом, закрыв дымом и тонкой пылью холодное ноябрьское небо. Внезапно на шоссе появились мчавшиеся во весь свой пьяный дух немецкие мотоциклисты. Они подпрыгивали на кожаных седлах, нажимали на сигналы, вопили вразброд и палили во все стороны наобум Лазаря, как определил со своего чердака дядя Устин. Увидев перед собой стальные рогатки-ежи, закрывшие шоссе, мотоциклисты круто свернули в сторону и, не разбирая дороги, почти не сбавляя скорости, помчались по обочине, скатываясь в канаву и с ходу выбираясь из нее. Едва они поравнялись с косогором, на котором стояла избушка дяди Устина, как сверху под колеса мотоциклов покатились тяжелые бревна, сосновые кругляши. Это дядя Устин незаметно подполз к самому краю обрыва и столкнул вниз припасенные здесь со вчерашнего дня большие стволы сосен. Не успев притормозить, мотоциклисты на полном ходу наскочили на бревна. Они кубарем летели через них, а задние, не в силах остановиться, наезжали на упавших... Бойцы из села открыли огонь из пулеметов. Немцы расползались, как раки, вываленные на кухонный стол из базарной кошелки. Изба дяди Устина тоже не молчала. Среди сухих винтовочных выстрелов можно было расслышать кряжистый дребезг его старой берданки.

Бросив в канаве своих раненых и убитых, немецкие мотоциклисты, сразбега вскочив на круто завернутые машины, помчались назад. Не прошло и 15 минут, как послышалось глухое и тяжкое урчание и, вползая на холмы, торопливо переваливаясь в ложбины, стреляя на ходу, к шоссе ринулись немецкие танки.

До позднего вечера длился бой. Пять раз пытались немцы пробиться на шоссе. Но справа из леса каждый раз выскакивали наши танки, а слева, там, где над шоссе нависал косогор, подступы к дороге охраняли противотанковые орудия, подтянутые сюда командиром части. И десятки бутылок с жидким пламенем сыпались на пытавшиеся проскочить танки с чердака маленькой полуразрушенной будки, на скворешне которой, простреленной в трех местах, продолжал развеваться детский красный флажок. «Да здравствует Первое Мая» - было написано белой клеевой краской на флажке. Может быть, это было и не ко времени, но другого знамени у дяди Устина не нашлось.

Так яростно отбивалась избушка дяди Устина, столько покареженных танков, облитых пламенем, свалилось уже в ближний ров, что немцам показалось, будто тут кроется какой-то очень важный узел нашей обороны, и они подняли в воздух около десятка тяжелых бомбардировщиков.

Когда дядю Устина, оглушенного и ушибленного, вытащили из-под бревен и он открыл, еще слабо разумея, свои глаза, бомбардировщики были уже отогнаны нашими «Мигами», атака танков отбита, а командир части, стоя неподалеку от разваленной избы, что-то строго говорил двоим перепуганно озиравшимся парням; хотя одежда их еще дымилась, оба выглядели задрогшими.

Валентина Леготина
Конспект НОД по речевому развитию. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»

Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие » (художественная литература) с детьми подготовительной группы

Тема : Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л . Кассиля «Воздух »

Леготина Валентина Викторовна,

МБДОУ ДС ОВ «Аист»

города Новый Уренгой, ЯНАО

Цель : Продолжать знакомить детей с защитниками Российской армии. Развивать интерес к художественной литературе через рассказ Льва Кассиля «Воздух » из книги «Твои защитники»

Задачи :

Образовательные :

Познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Воздух » из книги «Твои защитники»

Учить понимать содержание произведения.

Развивающие :

Развивать умение отвечать на вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на схемы (совместное пересказывание , выслушивать товарищей, не перебивать , не повторяться.

Воспитывающие :

Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

Интеграция ОО : *«Познавательное развитие » (Социальное окружение)

Закреплять представление детей о защитниках Российской армии.

*«Речевое развитие » (развитие речи )

Развивать у детей связную речь, память, мышление.

Предварительная работа :

Беседы о Российской армии, о Родине, воинах;

заучивание стихотворений о военных;

рассматривание альбомов , иллюстраций, на которых изображены рода войск, боевая техника;

рассматривание картины – В . Васнецова «Три богатыря» ;

чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник» ,

рассказов Л . Кассиля из книги о военных «Твои защитники» ,

рассказов С . Баруздина «Шёл по улице солдат» .

Загадывание загадок.

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, я сейчас стою перед вами в военной форме, догадайтесь, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (О военных, о защитниках нашей Родины)

В давние - давние времена, в Древней Руси, стояли на страже нашей Родины, очень сильные люди – богатыри. О них народ складывал песни, сказки, былины. В наше время защитницей страны является Российская Армия. Как и раньше, нашу Родину, защищают сильные, смелые мужчины. Наши воины отличаются находчивостью и выдержкой.

Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 23 февраля? (День защитников Отечества)

А как вы думаете, кто такие - защитники Отечества? (Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники)

Какими качествами должны обладать защитники? (Они должны быть храбрыми, смелыми, мужественными, сильными, терпеливыми, ловкими, мужественными. Должны быть честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь переносить трудности , много знать, уметь, заниматься спортом, хорошо стрелять, быстро бегать.)

1. Отгадайте загадки и назовите профессию защитника.

Д/и : «Угадай профессию»

1. Мчится крепость вся в броне.

Тащит пушку на себе

(Танк, профессия - танкист)

4. Что за птица смелая,

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась.

(Самолет, профессия – летчик)

2. Есть такой большущий дом,

Не стоит на месте он.

Не зайти в него никак,

Ведь бежит он по волнам.

(Корабль, профессия – моряк) 5. Ракеты в воздух запускают ,

И пушки громко их палят,

В бою всегда они готовы

Пустить в противника снаряд!

(Артиллеристы)

3. Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит.

Не до снов тому киту,

Днём и ночью на посту

(Подводная лодка - подводник) 6. Он границу охраняет,

Все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник

А зовется? (Пограничник)

Ребята, о ком были загадки. (О военных, охраняющих нашу Родину)

2. А какие стихотворения вы знаете о военных. Кто из вас хочет прочесть.

Дети читают наизусть стихотворения о военных

Пограничники

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы пограничников отряд.

Пограничники не дремлют у родного рубежа :

Наше море, нашу землю, наше небо сторожат. С. Маршак Моряк

На мачте наш трехцветный флаг,

На палубе стоит моряк.

И знает что моря страны,

Границы океанов

И днем, и ночью быть должны -

Под бдительной охраной.

Н. Иванова

Везде как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди ,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой! Н. Иванова Десантник

Десантники в минуты

Спускаются с небес.

Распутав парашюты,

Прочешут темный лес,

Овраги, горы и луга.

Найдут опасного врага. Н. Иванова

Спасибо вам ребята

3. Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с рассказом Льва Кассиля «Воздух » из его книги о военных «Твои защитники»

Лев Кассиль «ВОЗДУХ (поэтапное чтение с использованием схем)

1. Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит.

Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники.

День и ночь они на страже. Птица пролетит - и ту услышат. Звезда упадёт - и её заметят.

Ребята, о чем говорится в тексте? (ответы детей)

(Враг не спит, но наши защитники стоят на страже Родины)

2. Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат - урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику :

Враг летит! Будьте готовы!

Ребята, какие самолеты летят и хотят напасть на нашу Родину? (ответы)

Что сделали наши защитники?

(Услышали защитники урчание фашистских самолетов и предупредили об опасности начальника противовоздушной защиты города )

3. Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио :

«Граждане, воздушная тревога

В ту же минуту раздаётся команда :

- Воздух !

Ребята, о чем оповестило радио жителей города!

(Правильно, об опасности, о воздушной тревоге )

4. И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.

- Воздух !

И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться.

Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.

Дай луч!

И по всему небу загуляли лучи прожекторов.

По фашистским самолётам огонь!

И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.

«Вон где враг, бейте его!» - говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи - запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине.

Как, защитники города начали защищать город?

(Прожектористы навели желтые лучи на вражеские самолеты, а зенитчики ударили огнем по фашистским самолетам)

5. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.

Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!

У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов- сильный луч. Не вырваться фашисту.

Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! - И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.

Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт.

Не удалось ему пробраться к городу.

Какие слова кричали зенитчики во время боя?

Что случилось с фашистским самолетом?

Удалось ли ему пробраться к городу?

(Молодцы, ребята, правильно ответили. У наших зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки.)

6. Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.

«Угроза воздушного нападения миновала . Отбой!»

Ребята, воздушный бой закончился , а зенитчики продолжают охранять город?

А почему они продолжают охранять город? (Чтобы быть всегда на страже Родины)

Воспитатель : Давайте ребята отдохнем

Чтобы в армии служить, надо сильным, ловким быть

Физкультурная минутка

Каждый день по утрам

Делаем зарядку, (ходьба на месте)

Очень нравится нам

Делать по порядку :

Весело шагать, (ходьба)

Руки поднимать, (руки вверх)

Руки опускать, (руки вниз)

Приседать и вставать, (4-6 раз)

Прыгать и скакать. (5-7 прыжков)

4. Сейчас мы попробуем пересказать рассказ Льва Кассиля «Воздух » по схемам (Совместное пересказывание по схемам )

Физкультминутка «Будь внимательным»

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Ровно встали, улыбнулись.

Руками к солнцу потянулись.

Руки в стороны, вперед .

Делай вправо поворот,

Делай влево поворот.

Приседаем и встаем,

Руками пол мы достаем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

Дети, стой! Раз-два!

Вот и кончилась игра.

5. Игра «Кто, где служит?»

Воспитатель :

Представим себе, что мы оказались в армии.

Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск.

Вам надо отгадать, кто, где служит.

Кто служит на танке? (Дети : На танке служат танкисты) .

Кто служит на границе? (Дети : ….пограничники) .

Кто служит в ракетных войсках? (Дети…. ракетчики) .

Кто служит на подводных лодках? (Дети…. подводники) .

Кто служит в военной авиации? (Дети : …. военные летчики) .

Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети : ….пехотинец) .

6. Воспитатель : Ребята, с каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? (рассказ Льва Кассиля «Воздух » )

Как вы думаете, чем отличается рассказ от сказки ? (Сказка это вымышленное произведение, в ней есть волшебство и т. д., а рассказ – это бывает все в реальности,

О ком рассказ ?

Чему вас учит рассказ ?

Какими должны быть защитники Отечества?

Мне бы хотелось подарить вам памятные подарки – раскраски, посвященные

– Говорят, Аслан на пути к нам. Возможно, он уже высадился на берег. И тут случилась странная вещь. Ребята столько же знали об Аслане, сколько и вы, но как только бобр произнес эту фразу, каждого из них охватило особенное чувство. При имени аслана каждый из ребят почувствовал, как у него что-то дрогнуло внутри. Эдмунда охватил необъяснимый страх. Питер ощутил в себе необычайную смелость и готовность встретить любую опасность. Сьюзен почудилось, что в воздухе разлилось благоухание и раздалась чудесная музыка. А у Люси возникло такое чувство, какое…

Маленькое привидение (с иллюстрациями) Отфрид Пройслер

Ах, какое маленькое Привидение! А ты знаешь, почему дети, которые читали сказки немецкого писателя Отфрида Пройслера, никогда ничего не боятся? Да это потому, что страшные-престрашные бабки-ежки, водяные и привидения живут лишь в книжках со сказками! А читать их весело и интересно. «Маленькое Привидение» – одна из лучших сказок для малышей известного немецкого писателя Отфрида Пройслера. Для дошкольного и младшего школьного возраста. Иллюстрации Л.А. Токмакова

Продавец воздуха Александр Беляев

В повести Александра Беляева «Продавец воздуха» рассказывается о том, как алчный англичанин мистер Бэйли решил захватить монополию над самым ценным, что есть на нашей планете, - воздухом. Он построил в Якутии подземную лабораторию, куда с помощью мощных установок затягивались воздушные потоки, что спровоцировало невиданные смерчи, разрушения, гибель и страдания миллионов людей.

Волшебник Изумрудного города (с иллюстрациями) Aleksandr Volkov

Сказочная повесть «Волшебник Изумрудного города» рассказывает об удивительных приключениях девочки Элли и её друзей – Страшилы, Смелого Льва и Железного Дровосека – в Волшебной стране. Уже много лет эту историю с удовольствием читают миллионы мальчиков и девочек.

Снежная королева (с иллюстрациями) Ганс Христиан Андерсен

Эта сказка с таким холодным названием вот уже почти 200 лет согревает миллионы детских сердец во всём мире. Её автор - гениальный датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875). Проиллюстирировал книгу известный украинский мастер книжной графики Владислав ЕРКО - победитель ряда престижных художественных и книжных выставок, обладатель титула «Человек книги» как лучший художник 2002 года по версии московского “Книжного обозрения”. Всеобщее признание получили его иллюстрации к книга Пауло Коэльо и андерсеновской “Снежной Королеве”, которая…

Учитесь быстро читать Олег Андреев

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения.

Левый глаз дракона Ален Лекс

Согласно древнему пророчеству, если Изначальные боги найдут способ вернуться в созданный ими мир, он рухнет под тяжестью их силы. Пытаясь предотвратить катастрофу, Орден Высокой Магии уже больше тысячи лет непрерывно ищет и уничтожает всех, кто может стать участником пророчества. Вампир и черный маг Л"эрт не знает, что покушения на его жизнь, спланированные Главами Орденов, связаны с древним пророчеством. Он живет только ради того, чтобы собрать древний артефакт – и вернуть возлюбленную, погибшую много веков назад. Его сердце похоронено под…

Королевство кривых зеркал (с иллюстрациями) Виталий Губарев

Ребята! Вы любите такие приключения, от которых захватывает дух и хочется спрятаться под подушку? Тогда эта книга для вас! Вместе с Олей и девочкой Яло из Зазеркалья отправляйтесь в путь. Вам предстоит вступить в схватку с ужасными злодеями, выручить из беды хороших людей и даже победить всесильных правителей. Не теряйте времени, вперед к новым приключениям и настоящим победам! В книге присутствуют иллюстрации.

Левый глаз Андрей Плеханов

Незнайка на Луне (с иллюстрациями) Николай Носов

В книге 217 иллюстраций! Эта книга – продолжение приключений забавных коротышек Незнайки и его друзей – профессора Звездочкина, Пончика, доктора Пипюлькина, Винтика и Шпунтика и других. Коротышки, построив ракету, отправляются в космическое путешествие на Луну, где с ними происходит множество необычайных приключений. Для детей младшего школьного возраста.

Лев пустыни Виктор Островский

Виктор Островский – бывший сотрудник израильской разведки Моссад Уйдя в отставку, он начал писать о закулисных сторонах деятельности своей «фирмы». Для чего был создан Моссад? Кому он служит? Борется ли с террористами или же поддерживает их? На все эти вопросы Виктор Островский отвечает на страницах захватывающего, построенного по всем законам авантюрного жанра романа «Лев пустыни». Место действия романа – страны Европы и Ближнего Востока. Натан Штейн – офицер Моссада – пытается помешать массовым убийствам, которые организует арабская…

Три мушкетера (с иллюстрациями) Александр Дюма

Широкоизвестный историко-приключенческий роман из эпохи Людовика XIII, принадлежащий перу знаменитого французского писателя-классика Александра Дюма-отца. Издательство 1977 года. Иллюстрации И. С. Кускова. Послесловие и примечания М. Трескунова.

Не для взрослых. Время читать! Мариэтта Чудакова

Знаменитый историк литературы ХХ века, известный в мире знаток творчества Булгакова и автор его «Жизнеописания», а также автор увлекательнейшего детектива для подростков «Дела и ужасы Жени Осинкиной» рассказывает о книгах, которые во что бы то ни стало надо прочесть именно до 16 лет - ни в коем случае не позже! Потому что книги на этой Золотой Полке, собранной для вас Мариэттой Чудаковой, так хитро написаны, что если вы опоздаете и начнете читать их взрослыми - вы уже никогда не получите того удовольствия, которое в них заложено именно для вас -…

Как читать книги С. Поварнин

Как мы обыкновенно читаем книги? Так, "как читается". Так, как подсказывают наше настроение, наши психические свойства, сложившиеся навыки, внешние обстоятельства. Кажется нам, что читаем не плохо. А между тем это, по большей части, ошибка.

Пасынки Вселенной (иллюстрации: Н.Гришин) Роберт Хайнлайн

Роберт Хайнлайн вошел в американскую литературу в начале 40-х годов и оказал глубочайшее влияние на развитие в ней научно-фантастического жанра. Вот как оценивает его творчество Артур Кларк: «Боб Хайнлайн - один из основателей современной научной фантастики и первый исследователь многих тем, ставших за последнее тридцатилетие основными в ней. Вряд ли будет преувеличением сказать, что влияние, оказанное им на развитие жанра, можно сравнить только с влиянием, оказанным Уэллсом, также посеявшим семена, всходы которых с энтузиазмом пожинали последующие…

Один под парусами вокруг света (с иллюстрациями) Джошуа Слокам

"Один под парусами вокруг света" - занимательный рассказ Джошуа Слокама о его кругосветном путешествии. Плавание продолжалось три с лишним года (апрель 1895 г. - июнь 1898 г.). Это был своеобразный рекорд: впервые человек обошел на небольшой яхте «Спрей» вокруг земного шара, оставаясь один на один с морской стихией. Иллюстрации автора.

Что произойдет, если криминальная братва перенесет свои разборки в виртуал? Может ли рисунок на кафельной плитке угрожать существованию всего человечества? Как использовать кошек для предотвращения глобальной катастрофы, гиббонов – для коррекции кармы, а левый глаз – для перемещения в иные реальности? Ответы на эти вопросы вы найдете в произведениях популярного писателя Андрея Плеханова.

Конспект интегрированной НОД по ОО «Речевое развитие» (художественная литература) с детьми подготовительной группы

Тема: Твои защитники. Чтение и пересказ рассказа Л. Кассиля «Воздух»

Леготина Валентина Викторовна,

воспитатель высшей категории

МБДОУ ДС ОВ «Аист»

Города Новый Уренгой, ЯНАО

Цель: Продолжать знакомить детей с защитниками Российской армии. Развивать интерес к художественной литературе через рассказ Льва Кассиля «Воздух» из книги «Твои защитники»

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить детей с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из книги «Твои защитники»

    Учить понимать содержание произведения.

Развивающие:

    Развивать умение отвечать на вопросы, используя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения .

    Развивать умение пересказывать рассказ с опорой на схемы (совместное пересказывание), выслушивать товарищей, не перебивать, не повторяться.

Воспитывающие:

    Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам-защитникам.

Интеграция ОО: * « Познавательное развитие» (Социальное окружение )

    Закреплять представление детей о защитниках Российской армии.

*«Речевое развитие» (развитие речи)

    Развивать у детей связную речь, память, мышление.

Предварительная работа:

    Беседы о Российской армии, о Родине, воинах;

    заучивание стихотворений о военных;

    рассматривание альбомов, иллюстраций, на изображены рода , боевая техника;

    . «Три богатыря»;

    чтение былины «Илья Муромец и соловей разбойник»,

рассказов Л. Кассиля из книги о военных «Твои защитники»,

рассказов С.Баруздина «Шёл по улице солдат».

    Загадывание загадок.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, я сейчас стою перед вами в военной форме, догадайтесь, о ком мы будем сегодня с вами говорить? (О военных, о защитниках нашей Родины)

В давние - давние времена, в Древней Руси, стояли на страже нашей Родины, очень сильные люди – богатыри. О них народ складывал песни, сказки, былины. В наше время защитницей страны является Российская Армия. Как и раньше, нашу Родину, защищают сильные, смелые мужчины. Наши воины отличаются находчивостью и выдержкой.

Ребята, какой праздник будет отмечать наша страна 23 февраля? (День защитников Отечества)

А как вы думаете, кто такие - защитники Отечества? (Это те, кто охраняет, оберегает, защищает Родину. Это воины, которые предупреждают об опасности. Это солдаты, офицеры, военные матросы, танкисты, десантники …)

- Какими качествами должны обладать защитники? (Они должны быть храбрыми, смелыми, мужественными, сильными, терпеливыми, ловкими, мужественными. Должны быть честными, отважными, закалёнными, выносливыми, дисциплинированными. Должны уметь переносить трудности, много знать, уметь, заниматься спортом, хорошо стрелять, быстро бегать.)

    Отгадайте загадки и назовите профессию защитника.

Д/и: «Угадай профессию »

    Мчится крепость вся в броне.

Тащит пушку на себе

( Танк, профессия - танкист)

4.Что за птица смелая,

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась.

( Самолет, профессия – летчик)

2.Есть такой большущий дом,

Не стоит на месте он.

Не зайти в него никак,

Ведь бежит он по волнам.

( Корабль, профессия – моряк )

5. Ракеты в воздух запускают,

И пушки громко их палят,

В бою всегда они готовы

Пустить в противника снаряд!

(Артиллеристы)

3.Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит.

Не до снов тому киту,

Днём и ночью на посту

( Подводная лодка - подводник )

6. Он границу охраняет,

Все умеет он и знает.

Во всех делах солдат отличник

А зовется? (Пограничник )

Ребята, о ком были загадки. ( О военных, охраняющих нашу Родину )

    А какие стихотворения вы знаете о военных. Кто из вас хочет прочесть.

Дети читают наизусть стихотворения о военных

Пограничники

На ветвях заснули птицы,

Звезды в небе не горят.

Притаился у границы пограничников отряд.

Пограничники не дремлют у родного рубежа:

Наше море, нашу землю, наше небо сторожат. С. Маршак

Моряк

На мачте наш трехцветный флаг,

На палубе стоит моряк.

И знает что моря страны,

Границы океанов

И днем, и ночью быть должны -

Под бдительной охраной.

Н. Иванова

Танкист

Везде как будто вездеход,

На гусеницах танк пройдет

Ствол орудийный впереди,

Опасно, враг, не подходи!

Танк прочной защищен броней

И сможет встретить бой! Н. Иванова

Десантник

Десантники в минуты

Спускаются с небес.

Распутав парашюты,

Прочешут темный лес,

Овраги, горы и луга.

Найдут опасного врага. Н. Иванова

Спасибо вам ребята

    Сегодня мне хотелось бы познакомить вас с рассказом Льва Кассиля «Воздух» из его книги о военных «Твои защитники»

Л ев Кассиль «ВОЗДУХ!» ( поэтапное чтение с использованием схем )

1. Бывало так. Ночь. Спят люди. Тихо кругом. Но враг не спит.

Высоко в чёрном небе летят фашистские самолёты. Они хотят бросить бомбы на наши дома. Но вокруг города, в лесу и в поле, притаились наши защитники.

День и ночь они на страже. Птица пролетит - и ту услышат. Звезда упадёт - и её заметят.

- Ребята, о чем говорится в тексте? (ответы детей)

( Враг не спит, но наши защитники стоят на страже Родины)

2. Припали защитники города к слуховым трубам. Слышат - урчат в вышине моторы. Не наши моторы. Фашистские. И сразу звонок начальнику противовоздушной защиты города:

- Враг летит! Будьте готовы!

- Ребята, какие самолеты летят и хотят напасть на нашу Родину? (ответы)

- Что сделали наши защитники?

( Услышали защитники урчание фашистских самолетов и предупредили об опасности начальника противовоздушной защиты города)

3. Сейчас же на всех улицах города и во всех домах громко заговорило радио:

«Граждане, воздушная тревога!»

В ту же минуту раздаётся команда:

- Воздух!

- Ребята, о чем оповестило радио жителей города!

(Правильно, об опасности, о воздушной тревоге)

4. И заводят моторы своих самолётов лётчики-истребители.

- Воздух!

И зажигаются дальнозоркие прожектора. Враг хотел незаметно пробраться.

Не вышло. Его уже ждут. Защитники города на местах.

- Дай луч!

И по всему небу загуляли лучи прожекторов.

- По фашистским самолётам огонь!

И сотни жёлтых звёздочек запрыгали в небе. Это ударила зенитная артиллерия. Высоко вверх бьют зенитные пушки.

«Вон где враг, бейте его!» - говорят прожектористы. И прямые светлые лучи гонятся за фашистскими самолётами. Вот сошлись лучи - запутался в них фашистский самолёт, как муха в паутине.

- Как, защитники города начали защищать город?

(Прожектористы навели желтые лучи на вражеские самолеты, а зенитчики ударили огнем по фашистским самолетам)

5. Теперь его всем видно. Прицелились зенитчики.

- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь!

У зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки. У прожекторов- сильный луч. Не вырваться фашисту.

- Огонь! Огонь! Ещё раз огонь! - И снаряд зенитки попал врагу в самый мотор.

Повалил чёрный дым из самолёта. И рухнул на землю фашистский самолёт.

Не удалось ему пробраться к городу.

- Какие слова кричали зенитчики во время боя?

-Что случилось с фашистским самолетом?

-Удалось ли ему пробраться к городу?

( Молодцы, ребята, правильно ответили. У наших зенитчиков меткий глаз, верная рука, точные пушки.)

6. Долго ещё потом ходят по небу лучи прожекторов. И слушают небо своими трубами защитники города. И стоят у пушек зенитчики. Но тихо всё кругом. Никого не осталось в небе.

«Угроза воздушного нападения миновала. Отбой!»

- Ребята, воздушный бой закончился, а зенитчики продолжают охранять город?

- А почему они продолжают охранять город? (Чтобы быть всегда на страже Родины)

Воспитатель: Давайте ребята отдохнем

Чтобы в армии служить, надо сильным, ловким быть

Физкультурная минутка

Каждый день по утрам
Делаем зарядку, (ходьба на месте)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, (ходьба)
Руки поднимать, (руки вверх)
Руки опускать, (руки вниз)
Приседать и вставать, (4-6 раз)
Прыгать и скакать. (5-7 прыжков)

    Сейчас мы попробуем пересказать рассказ Льва Кассиля «Воздух» по схемам (Совместное пересказывание по схемам)

Физкультминутка «Будь внимательным»

Дети выполняют движения соответственно тексту.

Ровно встали, улыбнулись.

Руками к солнцу потянулись.

Руки в стороны, вперед.

Делай вправо поворот,

Делай влево поворот.

Приседаем и встаем,

Руками пол мы достаем.

И на месте мы шагаем,

Ноги выше поднимаем

Дети, стой! Раз-два!

Вот и кончилась игра.

    Игра «Кто, где служит?»

Воспитатель:

Представим себе, что мы оказались в армии.

Вы уже знаете, что в армии есть различные рода войск.

Вам надо отгадать, кто, где служит.

Кто служит на танке? (Дети: На танке служат танкисты).

Кто служит на границе? (Дети: ….пограничники).

Кто служит в ракетных войсках? (Дети…..ракетчики).

Кто служит на подводных лодках? (Дети….. подводники).

Кто служит в военной авиации? (Дети: …..военные летчики).

Как называется солдат, у которого нет военной техники? (Дети: ….пехотинец).

6. Воспитатель : Ребята, с каким рассказом мы с вами сегодня познакомились? (рассказ Льва Кассиля «Воздух»)

- Как вы думаете, чем отличается рассказ от сказки? (Сказка это вымышленное произведение, в ней есть волшебство и т.д., а рассказ – это бывает все в реальности,

О ком рассказ?

Чему вас учит рассказ?

Какими должны быть защитники Отечества?

Мне бы хотелось подарить вам памятные подарки – раскраски, посвященные