Объект строительства: "Заполярье - НПС Пур-Пе", расширение ЛЭС — Реализованные проекты — ООО СпецСтройКомплектация. Трубопроводная система «Заполярье-Пурпе


Газопровод Бованенково – Ухта-2 и два нефтепровода “Транснефти” Заполярье – Пурпе и Куюмба – Тайшет сегодня торжественно введены в строй на Ямале и в Красноярском крае. Команду на запуск по видеосвязи дал президент России Владимир Путин. Трубопроводы позволят обеспечить подачу газа в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) РФ, а также прием нефти с недавно эксплуатируемых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Красноярского края.

Перед началом церемонии президент заявил, что три трубопровода существенно расширят возможности всей нефтегазовой отрасли. Кроме того, они будут содействовать дальнейшему развитию российских регионов. Разумеется, прежде всего, новые транспортные магистрали помогут обеспечить и нарастить поставки углеводородов на экспорт.

“Для всех очевидно, что потребность в энергетических ресурсах, безусловно, и в нашей стране в связи с ростом экономики, и в мире, будет только расти. В том числе будет расти и потребность в углеводородном сырье. Для того, чтобы быть готовыми к расширению рынка, нужно своевременно принимать решения инвестиционные, что мы и сделали вот по этим проектам, – подчеркнул Путин. – И при планировании дальнейшей работы нужно самым внимательным образом реагировать не только на то, что происходит на мировых энергетических рынках, но и смотреть на динамику развития собственной российской экономики. С тем, чтобы у нас никогда не возникало ограничений роста экономики в связи с каким-то дефицитом энергоресурсов и соответствующей инфраструктуры”.

Глава государства также похвалил строителей трубопроводов, отметив, что все три проекта были воплощены в жизнь “на высочайшем профессиональном уровне”. Путин заявил, что при строительстве, несмотря на сложные климатические условия, были выполнены все экологические требования. Кроме того, использовалась современная отечественная техника.

Бованенково – Ухта-2

Трубопровод Бованенково – Ухта-2, как и действующая магистраль Бованенково – Ухта, будет доставлять газ с крупнейшего на Ямале Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения в ЕСГ. Его длина – 1,2 тыс километров. В числе прочего, новый трубопровод поможет наполнить топливом обе нитки строящегося «Северного потока – 2».

Для этого требуется дополнить так называемый Северный газовый коридор газопроводом . К строительству этой ветки “Газпром” уже приступил в 2015 году.

Разведанные и предварительно оцененные запасы газа на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении составляют 4,9 трлн кубометров. Промышленная разработка этого промысла началась в 2012 году.

Заполярье – Пурпе

Торжественно запущенные сегодня нефтепроводы, в принципе, уже функционируют. Например, наполнять Заполярье – Пурпе сырьем «Транснефть» начала еще в апреле прошлого года, однако процесс этот длительный и продолжался в течение полугода. В начале декабря “Транснефть” приступила к прокачке нефти по этому трубопроводу без установки тарифа. Позднее тариф был утвержден в размере 399 рублей за тонну.

Заполярье – Пурпе – по оценке экспертов, самый северный магистральный нефтепровод мощностью 45 млн тонн в год и протяженностью 488 км. Его ресурсной базой являются Уренгойская группа месторождений «Газпрома»; Сузунское, Тагульское, Русское, Русско-Реченское месторождения «Роснефти»; Мессояхское и Восточно-Мессояхское месторождения, разрабатываемые «Роснефтью» и «Газпром нефтью»; а также Пякяхинское месторождение ЛУКОЙЛа. Трубопровод Заполярье – Пурпе связал эти промыслы с нефтепроводной системой Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Основные объемы прокачки (до 78%) законтрактовала»Транснефть». Согласно предварительным договорам, компания-оператор собирается ежегодно осуществлять поставку до 10 млн тонн нефти «Роснефти», а также до 7,4 млн тонн нефти «Мессояханефтегаза», до 3,1 млн тонн ЛУКОЙЛа, до 3,1 млн тонн «Газпрома» и 1,3 млн тонн «СеверЭнергии».

Магистраль проходит по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам. Маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности, отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов. Стоимость всего проекта, по оценке главы “Транснефти” Николая Токарева составляет более 200 млрд рублей.

“Создано 1,5 тыс рабочих мест. В бюджеты всех уровней будет отчисляться порядка 3 млрд рублей налогов”, – отметил Токарев на церемонии запуска трубопровода.

Куюмба – Тайшет

Нефтепровод Куюмба – Тайшет соединил Юрубчено-Тохомское и Куюмбинское месторождения в Красноярском крае с нефтеперекачивающей станцией в Тайшете и затем с нефтепроводом ВСТО. В ноябре 2016-го «Роснефть» начала прокачку сырья с Юрубчено-Тохомского промысла в систему трубопровода. В 2018 году подключится и Куюмба.

Реализация проекта Куюмба – Тайшет включает в себя два этапа. Первый предусматривает строительство линейной части, двух нефтеперекачивающих станций (НПС) с суммарным объемом резервуарных емкостей 160 тыс кубометров, создание центральной ремонтной службы и базы производственного обеспечения в Богучанском районе Красноярского края, а также расширение головной НПС-1 “Тайшет”. Пропускная способность нефтепровода составит на этом этапе 8,6 млн тонн нефти в год.

Вторым этапом предусмотрено строительство еще двух нефтеперекачивающих станций (НПС-3 и НПС-4) на территории Красноярского края и Иркутской области. Объемы транспортировки сырья будут постепенно увеличиваться и должны достичь к 2023 году 9,9 млн тонн, а с 2024-го – 11 млн тонн в год. В дальнейшей перспективе пропускная способность нефтепровода Куюмба – Тайшет достигнет 15 млн тонн нефти в год.

Общая протяженность этой трубопроводной магистрали – около 700 километров. Ее строительство обошлось в 124,2 млрд рублей. :///


Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»

Первый шов нефтепровода «Пурпе-Самотлор» был сварен 11 марта 2010 г., а уже 25 октября 2011 г. на торжественной церемонии в Ноябрьске нефтепровод был запущен в эксплуатацию. Трасса протяжённостью 430 км. и мощностью 25 млн. тонн в год с возможностью последующего расширения до 50 млн. является частью трубопроводной системы «Заполярье-Пурпе-Самотлор». Нефтепровод соединил грузопотоки нефти с месторождений средней части Пуровского района Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России. Инвестиции компании Транснефть составили около 55 млрд руб. Чуть меньше половины трассы проходит в пределах Пуровского района начинаясь в Пурпе и заканчиваясь в Ноябрьске. На нефтепроводе последовательно построены три НПС: НПС «Пурпе», НПС «Вынгапуровская» (г.Ноябрьск), НПС «Самотлор» (г.Нижневартовск).

Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»

«Заполярье — Пурпе — Самотлор» — самый северный российский нефтепровод длиной около 900 км. Это кратчайший маршрут, связывающий месторождения севера Красноярского края и Ямала с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО).

Магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» является вторым этапом проекта. Его мощность 45 млн. тонн в год, протяженность 488 км, реализуется он в несколько этапов с юга на север:

I очередь — участок от г.Тарко-Сале до п.Пурпе;

II очередь-участок от п. Новозаполярный до г.Тарко-Сале;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до п. Новозаполярный.

Завершение строительства намечено на 2016 год. После ввода нефтепровода в эксплуатацию на территории ЯНАО появится свыше тысячи новых рабочих мест.

Объекты нефтепровода сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надёжный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемёрзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.

Самая главная сложность проекта в том, что труба проходит по вечной мерзлоте. Поэтому большая часть нефтепровода впервые в практике «Транснефти» проложена не традиционным подземным способом, а над землей — на специальных опорах. Таким образом исключается воздействие тепла от трубы, на НПС нефть подогревают до 60 ° С, на вечномерзлые грунты.

Строительство участков первой и второй очереди было завершено в 2013 и 2014 годах. Зимой 2014-15гг. главные силы были сосредоточены на строительстве линейной части третьей очереди строительства. Это 151 км магистрали от ГНПС № 1 «Заполярье» до НПС № 2 «Коротчаево». Туда были стянуты сварочные колонны, буровые установки, трубоукладчики и значительная часть строителей. Вся труба на этом участке, за исключением поймы реки Таз, идёт над землей.

Сварка линейной части всей трубопроводной системы завершена в полном объёме. На ГНПС N 1 «Заполярье» завершился монтаж всех восьми резервуаров для хранения нефти — объёмом 20 тыс. куб. м каждый.

Тем временем на южных отрезках магистрали тоже идут работы. На участке второй очереди завершено строительство вдольтрассовой воздушной линии электропередачи, монтаж волоконно-оптической линии связи.

На строительстве южных участков северная специфика тоже давала о себе знать. Первая очередь — это 134 км нефтепровода, из которых примерно половина идёт под землей, а другая половина — над ней, ведь севернее п.Пурпе уже встречаются островки мёрзлого и талого грунта.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменяется тазовской тундрой.

Одними из самых сложных этапов строительства стали подводные переходы через р.Пурпе и судоходные реки Пур и Таз. Например, в пойме Таза находится много стариц, озёр и мелких речушек, которые весной разливаются вместе с самой рекой на много километров. Поэтому полная протяжённость перехода, измеряемая расстоянием между береговыми задвижками, составила 27 км. На всём этом участке труба идёт под землёй.

Инвестпроект по строительству нефтепровода предусматривает возведение объектов, в том числе социальной и транспортной инфраструктуры. Главным из них является строительство моста через реку Пур между Коротчаево и Уренгоем. Открытие моста станет новой страницей и в истории Тазовского района, иначе объекты нефтепровода, месторождения и посёлки района будут по прежнему отрезаны от основных транспортных потоков строптивым Пуром.

Отдельного внимания заслуживает нефтеперекачивающая станция «Пурпе» , расположенная недалеко от одноимённого посёлка. До начала реализации инвестиционного проекта «Заполярье-Пурпе-Самотлор» она была небольшой станцией на задворках Ноябрьского управления магистральных нефтепроводов. Станция, введённая в эксплуатацию в 1994 г., сегодня находится в постоянном развитии. В рамках реализации инвестиционного проекта НПС была значительно расширена, возведены десятки объектов. В несколько раз увеличился резервуарный парк станции. Так, к существующим двум резервуарам для хранения нефти объёмом по 20 тысяч м 3 каждый добавилось ещё пять, а также два РВС-5000 м 3 . В итоге суммарный объём резервуарного парка составляет 150 тысяч кубометров.

В рамках строительства возведена вторая нефтеперекачивающая станция с пунктом подогрева нефти. Он предназначен для подогрева нефти до определённой температуры. Лишь после этого углеводородное сырьё будет подаваться на НПС-3, строительство которой ведётся в трёх километрах от действующей площадки.

Сегодня НПС «Пурпе» это современная, стремительно развивающаяся ЛПДС. Она пока ещё является самой северной нефтеперекачивающей станцией ОАО «Сибнефтепровод». Но уже совсем скоро заработают магистральные и подпорные насосы двух НПС: НПС «Коротчаево» и головной нефтеперекачивающей станции (ГНПС) № 1 «Заполярье» расположенных за полярным кругом.

Продуктопровод «Пуровский ЗПК-Ноябрьск-Пыть-Ях-Тобольск»

Строительство продуктопровода стартовало в 2012 г. на Ноябрьской наливной железнодорожной эстакаде, именно тогда прошёл торжественный стык труб в рамках намечаемого строительства.

Протяжённость продуктопровода составляет 1100 километров, инвестиции 63 млрд. рублей. Пропускная способность продуктопровода на участке от Пуровского ЗПК до наливной эстакады в Ноябрьске составляет 4 млн.т. в год, на участке от Ноябрьска до Пыть-Яха — около 5,5 млн.т. в год, а на участке Пыть-Ях-Тобольск — 8 млн.т. в год. Помимо этого, новый продуктопровод дублируется ранее существующими сетями Ямала и Югры. Его ввод позволил компании полностью отказаться от использования сетей Газпрома при транспортировке ШФЛУ, продукта переработки ПНГ. Завершение проекта состоялось в августе 2014 г. в Тобольске.

Газопровод «Бованенково-Ухта»

Решение о строительстве газопровода длиной 1100 км. и производительностью 140 млрд. м³ для транспортировки газа с Бованенковского и других месторождений полуострова Ямал было принято в октябре 2006 года, строительство начато в августе 2008 года. Первая очередь (первая нитка газопровода) введена в строй в октябре 2012 г. Полностью завершить строительство системы магистральных газопроводов планируется в 2016 году.

Нефтеналивной терминал «Мыс Каменный»

В сентябре 2015 г. «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции наливного терминала в акватории Обской губы в районе п.Мыс Каменный на полуострове Ямал. Терминал предназначен для круглогодичной погрузки в танкеры нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Для обеспечения работы Арктического терминала на берегу Обской губы построена сопутствующая инфраструктура для отгрузки нефти: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк, насосные станции Общая высота термилала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн тонн в год.

Северный оптический поток

Северный оптический поток — это магистральная линия связи, протянувшаяся на 3,5 тысячи километров от Екатеринбурга через Нягань, Ханты-Мансийск, Сургут, Ноябрьск, Новый Уренгой к Салехарду, её стоимость составила более 10 млрд. рублей. Общая протяженность оптических линий связи, функционирующих в системе Северного оптического потока — 14699 км. Более 3,5 миллионов абонентов получают услуги связи благодаря Северному оптическому потоку.

Строителям линии приходилось работать и в тайге, и на заболоченной местности, в экстремальных природных условиях Крайнего Севера. Особую сложность представляло строительство линии в условиях вечной мерзлоты. Строители магистрали преодолели сотни природных и рукотворных препятствий: 347 больших и малых рек, 793 автодороги, 79 железнодорожных магистралей, 657 нефте- и газопроводов. Строительство велось поэтапно с 2000 года по 15 апреля 2014 года.

ЛЭП «Надым-Салехард»

Высоковольтная линия напряжением 220 кВ соединит Салехард с централизованной энергосистемой и обеспечит надежное электроснабжение ямальской столицы. Начальным пунктом трассы ВЛ является существующая ПС 220 кВ Надым, конечным — проектируемая ПС 220/110/6 кВ Салехард. Стоимость ЛЭП 17,8 млрд. рублей.

P. S. В 1948 году на окраине Тюмени бригадой мастера Б. Мелик-Карамова была пробурена первая поисковая скважина. Её глубина составила всего 2000 метров и хотя ничего, кроме минеральной воды, тогда найдено не было геологоразведка в молодом регионе продолжилась. 21 сентября 1953 г. разведочные работы увенчались успехом, из скважины Р-1 в югорском посёлке Берёзово забил первый фонтан, именно с этого момента началась история Тюменской нефти. Сегодня, спустя более 60 лет, можно только восхищаться энтузиазмом и героизмом геологов и первопроходцев отстоявшим промышленое будущее региона и не позволившим затопить тюменский север водами Обской ГЭС. Мог ли простой обыватель середины прошлого века представить, что рельсы пробегут от Тюмени на Север больше полутора тысяч километров и достигнут Ледовитого океана. Сказкой казалась мысль о том, что в тайге и болотах вырастут десятки городов, а на арктическом побережье будет огромный порт. Самые смелые мечты прошлого сейчас воплощены в реальность, а титанический труд и энтузиазм народа позволил отдельной главой вписать освение Тюменского севера в историю государства…

Инвестпроект по строительству нефтепровода Заполярье – Пурпе реализуется для транспортировки нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, в том числе Ванкорского месторождения,на НПЗ России и на экспорт.
Реализация проекта осуществляется на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 22.04.2010 № 635-р последовательно в два этапа по мере развития и обустройства новых месторождений. Трасса проходит по территории Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов Тюменской области.

Первый этап (магистральный нефтепровод «Пурпе-Самотлор» мощностью 25 млн. тонн нефти в год протяженностью 429 км) введен в эксплуатацию в 2011 году.
Второй этап (магистральный нефтепровод «Заполярье-Пурпе» мощностью 45 млн.тонн в год протяженностью 488 км) реализуется в несколько этапов с юга на север:
I очередь-участок от г.Тарко-Сале до пос.Пурпе;

II очередь-участок от пос. Новозаполярный до г.Тарко-Сале с завершением в 4 квартале 2015 года;

III очередь-участок от ГНПС «Заполярье» до пос. Новозаполярный с завершением в 4 квартале 2016 года.

Нефтепровод прокладывается в сложном ладшафте северных районов Ямало-Ненецкого АО: маршрут трассы по большей части проходит по болотистой местности (переходы болот составляют более 250 км), отмечаются участки сплошных и прерывистых вечномерзлых грунтов, магистраль пересечёт 21 автомобильную дорогу, 90 водных преград, в том числе такие крупные реки как Пур и Таз.

Именно поэтому объекты нефтепровода Пурпе – Самотлор сконцентрировали в себе все передовые достижения науки в области трубопроводного транспорта нефти. При строительстве использованы новейшие технологические и технические решения, современное оборудование, качественные комплектующие материалы и техника. Новая магистраль призвана обеспечить надежный, эффективный, экономически и экологически оправданный в условиях северных широт и многолетнемерзлых грунтов транспорт углеводородного сырья с минимальным влиянием на местную природную среду: реализуется эстакадное строительство, на оленьих тропах предусмотрены пропуски.


В настоящее время завершён первый участок трубы между г.Тарко-Сале и п. Пурпе, об этом на пресс-конференции заявил генеральный директор ОАО "Сибнефтепровод" Юрий Богатенков. Первые трубы новой нефтяной магистрали были сварены в марте 2012 года. К январю 2013 года строители "соединили" в единую плеть 46 километров, из них 36,6 километра для подземной и 9,3 километра для наземной прокладки. На сегодня уложено в траншею 28 километров трубы, на специальных опорах – 3,6 километра. Построен подводный переход магистрального нефтепровода через реку Пурпе традиционным траншейным методом, компания приступает к второй очереди строительства.

Следует отметить, что для транспортировки вязкую северную нефть необходимо подогревать до 60 градусов. На всем протяжении трассы для этих целей будут построены пункты подогрева нефти. В рамках первой очереди их два, всего планируется сооружение семи подобных пунктов.

На пути трубопровода пуровская тайга постепенно сменится тазовской тундрой.

Земляные работы на трассе.





Севернее посёлка Пурпе уже встречаются островки мёрзлого грунта, чтобы тёплая труба не растопила его реализуется технология эстакадной прокладки - трубопровод поднимают над землёй на специальных опорах. На 46-ти километровом участке между п.Пурпе и г.Тарко-Сале по этой технологии построено 3.6 км. трассы, в мире есть ещё два подобных нефтепровода, на Аляске и Ванкоре.





Протаскивание дюкера на подводном переходе через реку Пурпе

Нефтеперекачивающая станция "Пурпе" недалеко от одноимённого посёлка, находится в ведении Ноябрьского Управления Магистральных Нефтепроводов. Станция заработала в 2011 г. в рамках завершенного проекта "Пурпе - Самотлор", в рамках нового проекта здесь построен пункт подогрева нефти, расширен резервуарный парк.

P.S. 6 февраля ОАО «Сибнефтепровод» приступило к строительству нефтеперекачивающей станции №2 на нефтепроводе Заполярье - Пурпе. Станцию строит в районе Коротчаево подрядная организация ООО «Велесстрой». Подготовительные работы по расчистке площадки под будущие объекты были начаты еще в конце прошлого года. Сейчас же полным ходом идет сборка вахтового жилого поселка. На этот раз строители отказались от использования традиционных вахтовых вагончиков в пользу жилых мобильных зданий. Уже смонтированы административно-бытовой комплекс, столовая, два общежития для рабочих. Через несколько дней будут готовы прачечная и женское общежитие.
Сейчас на производственном объекте проходят статические испытания свай под резервуары. Всего планируется построить двенадцать резервуаров. Два из них - емкостью по пять тысяч кубометров - для сброса ударной волны. Согласно утвержденному графику, новая нефтеперекачивающая станция планируется к сдаче в эксплуатацию в октябре 2015 года.

Эту статью мы хотим посвятить одному из важных современных российских стратегических объектов. Это нефтепровод «Заполярье - Пурпе». Рассмотрим его технические характеристики, историю строительства, возможности и узнаем интересные факты.

Что это?

«Заполярье - Пурпе» - самый северный в нашей стране магистральный нефтепровод, строительство и эксплуатация которого - прерогатива «Транснефти».

Общая система - «Заполярье - Пурпе - Самотлор» (всего порядка 900 км). Ее задача: связать богатые нефтяными месторождениями регионы Якутии и Красноярского края с южной Сибири, а также другим знаковым нефтепроводом - ВСТО (Восточная Сибирь - Тихий океан).

Строительство обошлось в 237,8 млрд рублей. Основные расходы взяла на себя «Транснефть».

Для российских специалистов данный нефтепровод - первый опыт проектирования и строительства подобного объекта в условиях вечной мерзлоты Крайнего Севера. Использовал холдинг и практику зарубежных коллег - в частности, при прокладке Трансаляскинской нефтемагистрали. Все инженерные и технорешения, использованные при строительстве, защищены более 30 международными патентами.

Представим подборку занятных фактов об объекте:

  • Длина линейной части - 488 км. Из них за Полярным кругом - 170 км.
  • Пропускная способность нефтепровода оценивается в 45 млн тонн нефти ежегодно!
  • Объект даст возможность для трудоустройства 1500 гражданам.
  • Ресурсный потенциал нефтепровода «Заполярье - Пурпе» оценивается в 2 млрд тонн нефти.
  • В 2017 году объем налоговых поступлений от данного объекта во все уровни российского бюджета составит 3 млрд рублей.
  • На строительстве самого северного нефтепровода было задействовано 8 тысяч человек.

Природные условия, климат

Надо сказать, что весь путь «Заполярье - Пурпе» пролегает через зону со специфическим климатом:

  • Температура здесь, в зависимости от сезона, может варьироваться от +34°С до -56°С.
  • Порывы ветра достигают 40 м/сек.
  • Нефтепровод во многих местах совпадает с местами миграции северных оленей. Поэтому для животных были построены специальные переходы.

Реализация проекта

Проследим за хронологией от задумки до запуска «Заполярья - Пурпе»:

  • 22.04.2010 Председателем правительства В. В. Путиным было подписано распоряжение о начале строительства данного магистрального нефтепровода. Все работы должны пройти в два этапа: проектирование и строительство «Пурпе - Самотлор», а затем проектирование и строительство «Заполярье - Пурпе».
  • Официальный старт был дан несколько раньше - 11.03.2010, приближая пуск «Заполярье - Пурпе».
  • Строительство велось, несколько опережая сроки. Уже 25.10.2011 был введен в эксплуатацию участок «Пурпе - Самотлор».
  • 5.03.2012 стартовала реализация второй части проекта - «Заполярье - Пурпе».
  • 31.08.2016 начат прием нефти в новую трубопроводную систему с Пякяхинского месторождения (разработчик - «Лукойл»).
  • 18.01.2017 Владимиром Путиным была торжественно запущена 2-я очередь нефтепровода «Заполярье - Пурпе». И это означало начало эксплуатации всей магистральной системы целиком.

Первая очередь нефтепровода

Познакомимся с технологическими особенностями объекта. Нефтепровод «Заполярье - Пурпе» - это три очереди.

Первая проходит от НПС «Пурпе» до 134-го км линейной части. Она включает в себя три подводных перехода через реки Пурпе, Тыдэотта, Ягенетта. Также на территории Пуровского р-на ЯНАО в пределах этой очереди устроены три пункта подогрева нефти. Этого требуют особенные свойства черного золота северных месторождений. На пунктах транспортирующееся вязкое сырье будет подогреваться до +60 °С. Кроме того, трубы защищает специальный теплоизоляционный слой, который не выпускает тепло изнутри и не дает проникнуть холоду снаружи.

80% всего маршрута нефтепровод проходит на специальных опорах. Это нужно для того, чтобы исключить воздействие тепла от перекачиваемого ископаемого на вечномерзлые грунты. Опоры сами по себе уникальны - часть из них неподвижная, часть может перемещаться в одной плоскости, а часть - в разных. Это необходимо в условиях изменения структуры грунта и самого трубопровода из-за воздействия перепадов температур.

Вторая очередь нефтепровода

Она тянется от 358-го километра до нефтеперекачивающей станции №2 «Ямал», имеющей резервуарный парк. Последняя расположена за Полярным кругом.

Некоторые характеристики этой очереди нефтепровода «Заполярье - Пурпе»:

  • Линейная часть - 202 км.
  • Два подводных перехода - в районе рек Ямсовей и Пур.
  • Три пункта подогрева нефти - на территории Тазовского и Пуровского р-нов Ямало-Ненецкого АО.

Обычно для вдольтрассового проезда близ нефтепровода строят дорогу из бревен. Однако в случае с трубопроводом «Заполярье - Пурпе» сделать это было нереально: поблизости нет леса, да и такую магистраль легко размоет паводок, превращающий округу в сплошную топь.

Строители нашли свое решение: использование специальных грунтовых модулей. Так именуются блоки из тканого материала, внутрь которых засыпают грунт. После этого их связывают между собой. По такой дороге можно свободно передвигаться в любое время года.

Строительство очереди, еще раз напомним, велось зимой. Только в этот период в тундровую зону возможно доставить технику, материалы, оборудование, а также вести сами работы. Перемещаются здесь только по зимникам - специальным способом намороженным дорогам, а также по льду, в который обратились местные водоемы.

Третья очередь нефтепровода

Эта часть нефтепровода идет от станции «Ямал» до головной нефтеперекачивающей станции «Заполярье», которая находится в 170 км за Полярным кругом. Эта часть нефтепровода составляет 152 км.

Некоторые характеристики третьей очереди:

  • Один переход через длиной 26 км. Построен методом наклонно-направленного бурения.
  • Два пункта подогрева нефти на территории Тазовского р-на Ямало-Ненецкого автономного округа.

Как вы заметили, нефтепровод преодолевает множество водных преград - от небольших речушек до судоходных артерий. Самой серьезной для строителей оказалась р. Таз. Для ее преодоления был сооружен один из масштабнейших подземных переходов общей длиной в 28 км. Именно на такую ширину разливается Таз в половодье.

Изучив особенности и всего района, и реки, специалисты выбрали экологически безопасный способ прокладки труб. Под дном водоема пробурили скважину, через которую протянули трубу в специальном защитном чехле. Работы велись с обоих берегов Таза навстречу друг другу - в них принимали участие мощные буровые установки.

В текущем, 2017 году, состоялся запуск нефтепровода «Заполярье - Пурпе».

Теперь с уверенностью можно сказать, что это уникальный как по конструкторским разработкам и работе строителей, так и по своим стратегическим характеристикам объект.

Арктический вектор

Инвестиционный проект по строительству трубопроводной системы «Заполярье – Пурпе» в Ямало-Ненецком автономном округе фактически выходит на финишную прямую. Уже осенью 2016 года по нефтепроводу начнется транспортировка нефти. Отличительной особенностью этого магистрального нефтепровода от уже действующих является способ строительства: значительная часть трубы проложена над землей на специальных опорах. Об уникальности и темпах реализации проекта нам рассказал заместитель генерального директора, директор Дирекции по строительству инвестиционного проекта «ТС Заполярье – Пурпе» АО «Транснефть-Сибирь» Михаил Саяпин.

– Михаил Васильевич, на каких основных задачах сосредоточены усилия Дирекции по строительству инвестпроекта и строителей на данный момент?

– Отмечу, что линейная часть нефтепровода Заполярье – Пурпе полностью построена и испытана на прочность. Также готова к эксплуатации конечная точка магистрали – нефтеперекачивающая станция «Пур-Пе-3». К завершению близятся строительные
и пуско-наладочные работы на
нефтеперекачивающих станциях № 1 и 2, пунктах подогрева нефти.

В апреле этого года мы приступили к заполнению трубопровода нефтью. Сейчас этот процесс продолжается. Мы уже заполнили нефтью первую и вторую очереди линейной части от НПС «Пур-Пе-3» до промежуточной НПС №2. Частично технология НПС-2 тоже заполнена, сейчас ведутся подготовительные работы второго этапа по заполнению нефтью резервуарного парка станции. После этого мы приступим к заполнению линейной части третьей очереди нефтепровода. Следующий этап – заполнение головной нефтеперекачивающей станции № 1.

Заполнение – это ответственный момент, предусматривающий 100-процентную готовность всей трубопроводной инфраструктуры. К этому этапу мы готовились основательно: провели все комплексные проверки, испытания, диагностику. Помимо того, что по всей линейной части мы провели контроль сварочных работ: радиографический, ультразвуковой, еще мы отдельно проверили участки высшей категории – это подводные переходы, пересечения с авто- и железными дорогами, где был осуществлен дополнительный дубль-контроль всех стыков. Пропуск приборов дал нам полную информацию по технологическому состоянию трубы и подтвердил качество работ. Также проверили работу линейного оборудования. При помощи автоматизированных систем управления и телемеханики мы уже имеем возможность автоматически управлять задвижками и контролировать все параметры трубопровода.

– Чем уникален нефтепровод Заполярье – Пурпе?

– Аналогичный трубопровод действует на Аляске. Мы почерпнули оттуда многие вещи. Увидели работу трубопровода на мерзлых грунтах. Четко уяснили необходимость их термостабилизации. В Тюмени эту технологию предлагает компания «Фундаментстройаркос». У них большой опыт по производству термостабилизаторов. Без термостабилизации несущая способность арктических грунтов сводится практически к нулю. При плюсовых температурах они превращаются даже не в болото, а в кашу. К тому же наш трубопровод будет «горячим». Ямальская нефть имеет высокую вязкость, застывает уже при температуре ниже +14 градусов по Цельсию, и для того чтобы прокачать, ее нужно нагреть до +60. Для этого на трубопроводе построены пункты подогрева. На нашей трассе их восемь. А чтобы не допустить растепливания вечномерзлых грунтов, мы поднимаем трубу на опоры над землей и упаковываем ее в теплоизоляцию.

Когда мы в 2011-2012 годах приступали к работам, у нас был экспериментальный участок, где мы опробовали все технологии, необходимые при строительстве трубопровода. Многое приходилось начинать с нуля. Например, не было опор, которые были бы рассчитаны для эксплуатации в арктических условиях с применением термостабилизации. Их разрабатывали в научном институте компании «Транснефть», проводили испытания в реальных условиях. Не было и готовых решений по использованию опор под трубопровод. Когда по трубе идет нефть, трубопровод слегка перемещается. Поэтому нам на этапе строительства надо было учесть эту особенность, чтобы при эксплуатации была обеспечена безопасная работа магистрали. Мы применили три вида опор: неподвижная, которая стабилизирует и держит трубопровод, продольно-подвижная и свободно-подвижная опоры для того, чтобы эксплуатировать трубу в условиях колебания температур. Также через каждые 500 метров наружного нефтепровода установлены компенсаторы.

С применением технологии термостабилизации грунтов были построены и нефтеперекачивающие станции – головная и НПС-2, вдольтрассовые линии электропередачи, мачты связи, камеры приема-пуска средств очистки и диагностики, пункты подогрева нефти.

На экспериментальном участке мы еще и отрабатывали технологию сварки. Сварщики умеют варить внизу, на земле, с применением автоматической сварки. А тут трубу надо строить над землей. Прорабатывали разные варианты: возвращение к ручной сварке – но это потери во времени и качестве, варили трубу секциями и укладывали на опоры, разрабатывали специальные площадки для работы сварщиков на высоте. В итоге пришли к тому, что научились работать на высоте автоматическими комплексами сварки. И теперь, наверное, кроме нас, так никто не умеет.

– Михаил Васильевич, с какими основными трудностями – климатическими, геологическими, инфраструктурными, иными – столкнулись сотрудники Дирекции, строители?

– В чем основная трудность строительства на Ямале? Все грунты льдистые. В любом грунте в лучшем случае 10% льдистости. Бывает и до 40%. Зимой это незаметно. Грунт кладут, трамбуют, что-то на нем строят. Пришла весна, никуда не проехать: весь грунт растаял. Есть еще одно нехорошее свойство такого грунта – минимальная фильтрация. То есть вода сквозь него не проходит. Это, как сметана. И ничего на таком грунте невозможно построить – ни дорог, ни нормальных площадок. Решение заключалось в гидронамывном песке. И это снова проблема, но уже другая. При тех ветрах, что дуют на Ямале, это постоянное выветривание песка. Летишь на вертолете и видишь: тундра покрывается песком. И это вызывает нарекания местных жителей. Песок оседает на ягель. Олени таким ягелем стирают себе зубы. Поэтому не так все просто. Нужно песок чем-то закрепить. Как? Стали применять биоматы, некое подобие рулонного газона.

– Как себя проявили подрядчики, те коллективы, которые были привлечены к строительству трубопровода? Много ли было хлопот, или вы находились в состоянии комфорта?

– Если у вас с подрядчиками полный комфорт, значит, вы что-то не то строите. На самом деле с подрядчиками всегда находишься в дружеской драке: кто кого? Для них заработать, а для тебя – важно сэкономить и соблюсти качество. Качество – это главный приоритет. И строительный контроль у нас осуществляется очень строго и непрерывно. В ОАО «АК «Транснефть» настолько высокий уровень проверки качества, как строительно-монтажных работ, так и поставляемых материалов, что мы не раз выявляли заводской брак трубы. Приходилось возвращать продукцию обратно на завод. Контролем качества проводимых работ мы можем по праву гордиться. Не зря ОАО «АК «Транснефть» объявило 2016 год Годом качества в строительстве.

– Местные производители были задействованы в проекте? Можно ли говорить об их роли в процессе импортозамещения?

– Безусловно. Это «Фундаментстройаркос», завод теплоизоляции труб «Сибпромкомплект». Для челябинского «Конара» наш заказ по производству металлоконструкций был просто подарком судьбы – завод получил дополнительные ресурсы для развития и диверсификации производства. Сегодня на его основе запущен в работу завод по изготовлению магистральных задвижек, а это уже совершенно иной уровень.

– Можно ли сравнить этот проект по сложности проектирования, условиям строительства и будущей эксплуатации с таким проектом как трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО)?

– На ВСТО я руководил строительством участка от 1941-го км (река Туолба) до Сковородино. Там дорог не было вообще, но все равно я понимал, что нахожусь на материке. А на Ямале иначе – во все стороны белая молочная пустота, теряешься в реальности. Безусловно, магистраль Заполярье – Пурпе сложнее и в плане строительства, и в плане эксплуатации. Это однозначно. Уже сам состав транспортируемой нефти ставит перед нефтепроводчиками серьезные задачи и возлагает на них очень большую ответственность.

– Михаил Васильевич, с какими ожиданиями вы начинали этот проект? Многое ли для себя почерпнули, участвуя в его реализации?

– В конце 2011 года мы только закончили строительство магистрального нефтепровода Пурпе – Самотлор. Не успели еще омыть грязь с сапог, и уже приступили к строительству магистрали Заполярье – Пурпе. Было сложно. Многому пришлось учиться. Были сомнения, переживания. Но мы с самого начала твердо знали, что мы построим магистраль в установленные Правительством Российской Федерации сроки. Пришлось разрабатывать и тестировать новые технологии строительства, в том числе по забивке свай. Поначалу в сутки забивали по 4-5 свай и радовались. А потом посчитали и увидели: если работать такими темпами, то магистраль будут достраивать уже наши внуки. Но мы быстро научились, и уже спустя несколько месяцев вышли на суточный шаг в 150 свай. Научились варить трубу автоматическими комплексами на высоте. Научились строить нефтяные резервуары на свайном основании высотой почти два метра над уровнем земли. Мы многому научились при реализации этого проекта, еще больше опыта, наверное, получили и наши подрядные организации.

– Как сейчас вы можете оценить реализованный объем работы?

– Когда вещь сделана качественно, она всегда смотрится красиво. Я как строитель, глядя на объект, сразу могу определить, как он построен: хорошо или плохо. Наша магистраль еще не введена в строй, но уже сейчас видно, что построена с должным качеством. Уже скоро, в четвертом квартале 2016 года, когда нефтепровод будет запущен в эксплуатацию, мы увидим результаты нашей пятилетней работы в реальных условиях.

Радослав ВАСИЛЬЕВ