Казак: «Мы с Навальным решили объединиться, чтобы никто не погиб. Маршрут «Донбасс — Пушкинская

Разгон казаками демонстрации в честь открытия Второй Государственной думы, 1906 год Фото: ljwanderer.livejournal.com

Зрелище хулиганья в кубанках, нагайками участников мирной акции, напомнило кадры из советских фильмов про революцию: как казаки разгоняли демонстрации рабочих. Заговорили о том, что нынешняя власть возвращается к опыту Российской империи. Между тем этот опыт совершенно недосягаем для Кремля. В царской России казаки представляли собой отдельное сословие воинов-крестьян, которые даже в мирное время сохраняли военную организацию и были готовы немедленно выступить в поход без дополнительных мобилизационных мероприятий. Казаки стали символом побед русского оружия в XIX веке. А борьба с врагами «внутренними» составляла отнюдь не главную функцию казачества. Между тем с момента развала СССР российская власть безуспешно пытается включить казачьи «сообщества» в существующую систему власти, которая хотя бы по форме является демократической.

Права без обязанностей

В 1990-е годы многие люди стали ассоциировать себя с казаками, обнаруживая у себя казачьих предков. Практически во всех районах страны возникли казачьи организации. При этом их члены не смущались тем, что казачьи сообщества никогда не жили ни в Петербурге, ни в Москве, ни в Калининграде. Самое же главное, эти люди требовали себе привилегий: разрешение носить оружие, военную форму, иметь особые первоочередные права на получение земли на Юге России, там, где недвижимость особенно дорогая. Фактически они требовали себе особых сословных прав.

Надо сказать, что власть предприняла немало усилий, чтобы как-то встроить казачьи организации в существующую систему государства. Были, в частности, приняты законы, которые подчеркивают, что «казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы». То есть речь идет всего лишь о неких некоммерческих добровольных объединениях, чьи члены добровольно принимают на себя обязанности, но с точки зрения закона не должны иметь больше прав, чем участники кружков филателистов.


Конный поход астраханских казаков Фото: gbpltw.astrobl.ru

Тем не менее построена структура, напоминающая армейскую. Существует Совет по делам казачества при президенте. Он координирует деятельность 11 крупных региональных организаций (войск). Президент наделил эти «войска» гербами и знаменами, а самих казаков утвержденной формой, званиями, а также специальными удостоверениями, похожими на военный билет. Верховный главнокомандующий присваивает казачьим начальникам генеральские звания. А старшие офицерские звания казакам присваивает представитель президента в федеральном округе.

На создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируется направить из федерального бюджета 765 млн руб. до 2025 года. Как сообщает «Вестник Кавказа», Ростовская область потратит на казаков за три года - с 2017 по 2019-й - более 2 млрд руб.

В ближайшее время централизация будет усилена. Кремль предложил руководителям казаков объединиться во Всероссийское казачье войско. Президент будет назначать всероссийского атамана. При нем будет существовать постоянный штаб. Государство тратит немалые средства на содержание казачьих «сообществ», по сравнении с которыми 15 млн руб., выделенные московской мэрией местным «казакам», выглядят совершенно мизерными. В частности, на создание системы государственно-общественного партнерства с российским казачеством планируется направить из федерального бюджета 765 млн руб. до 2025 года. Как сообщает «Вестник Кавказа», одна лишь Ростовская область потратит на казаков за три года - с 2017 по 2019-й - более 2 млрд руб.

На учет встану, а воевать не пойду

Ирония, однако, заключается в том, что структура, устроенная по армейскому принципу, не имеет явного отношения к Вооруженным силам. Постоянные заявления руководителей казачества о том, что их организации осуществляют подготовку молодежи к службе в Вооруженных силах, так и остаются пустыми словами. В 1990-е годы несколько воинских частей получили наименование казачьих. Но в 2010-м, в ходе военной реформы, 13 из них были расформированы. По одной причине - представителей так называемого «реестрового казачества» там не было вовсе. По словам тогдашнего начальника Генерального штаба Николая Макарова, в реестрах Всевеликого войска Донского тогда были около 30 тыс. парней призывного возраста. А в армию пошли всего пятьсот человек. Неназванный источник в Минобороны сообщал «Интерфаксу», что общее укомплектование казачьих частей выходцами из казачьих обществ «составляло чуть более 2%, а в целом ряде подразделений вообще не служило ни одного казака».

При общей численности казачьего общества более 650 тыс. человек, были включены в списки на военную службу 270 человек, а направлены в войска 189 человек

В 2007-м в Институте военной истории проходила официозная конференция «Казачество в истории России». Один пафосный доклад следовал за другим. В конце концов, генерал-майор Александр Валяев, представлявший Генштаб, не выдержал и начал резать правду-матку. По его словам, среди так называемых казаков было в десять раз больше «уклонистов», чем в среднем по России: «В 2006 году подлежало призыву из числа казаков 823 человека, в именные списки на призыв казачьей части было включено 680, а реально призвано на военную службу - 110 человек». Валяев подчеркнул, что «весной 2007 года, при общей численности казачьего общества более 650 тыс. человек, были включены в списки на военную службу 270 человек, а направлены в войска 189 человек». С середины 2000-х сообщения о формировании «казачьих» частей казаками практически исчезают из печати. Очевидно, что и теперь они не формируются за счет казаков, внесенных в списки. Одним словом, наследники воинов руководствуются ныне принципами Шарикова: «На учет встану, а воевать не пойду».

Таким образом, государство содержит военизированную структуру, не получая взамен того, что давали казаки русским царям - готовность служить в армии. Впрочем, казаки ценны Кремлю тем, что всегда готовы иным образом продемонстрировать свой «патриотизм». Они готовы участвовать в нападениях на представителей оппозиции. Казаки участвовали в аннексии Крыма. Их региональные организации вербовали добровольцев для отправки на Донбасс и в Сирию.

Однако при этом казаки вовсе не считают необходимым пополнять Вооруженные силы. Вместо военной службы они испытывают гораздо больший интерес к «правоохранительной» деятельности, которая оплачивается местными властями. Так, в городах Краснодарского края несколько тысяч казаков выходят на патрулирование, при этом рядовой казак получает около 20 тыс. руб. в месяц. Особенно нравится казачьим сообществам «поддерживать порядок» в торговых центрах и на рынках. Совершенно очевидно, что там они вымогают деньги у предпринимателей на «защиту». В Москве они даже заключили договор с районными военкоматами по розыску призывников, уклоняющихся от службы армии.

В этом году стало известно об еще одной попытке соединить любовь современных казаков к правоохранительству с реальной службой. Атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда сообщил, что в одном из районов Краснодарского края из казаков формируется взвод Российской гвардии, а в скором времени предполагается сформировать роту, батальон и даже полк. Однако не факт, что объявленный эксперимент удастся. Необходимо выполнять приказы, нести «тяготы и лишения». Но возможность столкнуться с вооруженными преступниками или, не дай бог, террористами явно не по нутру обладателям нагаек. Им сподручнее полосовать безоружных, имея для страховки индульгенцию от властей.

Сегодня в центр Москвы, на Тверскую улицу, по призыву Алексея Навального вышли люди. Акции проходили по всей России, но в Москве она, как обычно, бала самой массовой. Сколько было людей, я не знаю. Из толпы сложно понять реальный масштаб, так что оставим неблагодарное занятие подсчета численности СМИ и политикам.

Начало было назначено на 14:00. Но уже за час до начала пятачок около памятника Пушкину заняли прокремлевские активисты. Были НОДовцы во главе с депутатом Федоровым и Катасоновой. Были люди из движения SERB, которые регулярно нападают на активистов оппозиции. Было много казаков. Они сразу отметили себя георгиевскими ленточками и начали скандировать, что поддерживают Путина.

Вначале все было довольно мирно. Настроение у всех было приподнятое, сторонники Навального стояли бок о бок с активистами НОД и перекрикивали друг друга.

— Путин! Путин! — кричали одни.
— Путин Вор! Долой царя! — отвечали другие.

На площади образовались небольшие конфликтные группы, где люди довольно эмоционально пытались перекричать друг драга.

Но уже вскоре начались мелкие стычки с казаками. Они начали оттаскивать сторонников Навального в довольно грубой форме. Те им отвечали, завязывались стычки. Откуда взялись казаки, никто так и не понял. Их было около полусотни. Часть из них — представители «московского казачества», но были и казаки из Крыма, у некоторых были нашивки «Вежливые люди». Как они оказались в центре Москвы, кто их привез и зачем, они не отвечали.

Но очень скоро всем стало понятно, зачем они приехали. Как только полиция начала разгонять людей с площади, казаки стали ей помогать. Они избивали простых людей на площади, били по камерам журналистов, угрожали. Было видно, что полиции они не боятся, да и полиция не особо вмешивалась, видя, как непонятные ряженные в форме избивают мирных граждан прямо в центре Москвы.

Вся группа поддержки Путина продержалась ровно час. А в 15:00 под свист и проклятья толпы воинственные казаки, НОДовцы, пионеры различных мастей и сочувствующие с георгиевскими лентами организовано покинули площадь.

Это к слову о том, что скорее всего федеральные СМИ будут рассказывать, что против кучки оппозиционеров вышли простые русские патриоты, которые не хотят Майдана. Имейте ввиду, что патриотов хватило только на час.

Снял для вас видео прямо с места событий:

Подписаться на канал

01. НОДовцы поют свои песни про Майдан, но на заднем плане спокойно стоит сторонник Навального. В начале никто его не трогает.

02. Народ пришел с плакатами

03. НОД даже цитировать не хочется, вы и сами знаете все про них.

Уже здесь можно заметить казака в форме в рядах НОДовцев

А вот сторонников Грудинина было неожиданно.

04. Школьники за Навального. Стоит отметить, что их было всего несколько человек на многотысячную толпу, но именно к ним лезли журналисты и доставали вопросами.

05. Когда зашел в чужой фанатский сектор)

06. Люди против Путина

07. Женщина против Майдана, Госдепа, либеральных СМИ, за полномочия президенту...

08. За Европейский путь

09. Когда люди подняли плакаты, какие-то провокаторы с георгиевскими лентами на них напали. Плакаты вырывали и рвали.

10. Один их нападавших. Полиция не вмешивалась.

11. Объективно, народу было меньше, чем в прошлые разы. Видимо, сказались майские праздники. По данным агенства "РИА-новости" , в несогласованной акции в центре Москвы приняли участие около полутора тысяч человек.

12. Вскоре пришла полиция

13. И тут на сцену вышли наши казаки. Они оценивали плакаты участников и рвали то, что им не нравится.

14. Центральное казачье войско

15. Что это?!

16. Было много казаков из Крыма. У них были черепа на футболках и форме. "Крымский казачий полк"

17. Или вариант "Вежливые люди". Кто их привез из Крыма и за чей счет банкет, не понятно. Обратите внимание, что стоят они на стороне полиции, помогая ей.

18. В какой-то момент казаки просто начали избивать людей.

Корреспондент "Комсомольской правды":

19. Вообще, если честно, пиздец какой-то. Какие-то ряженные приезжают в центр Москвы и начинают тут избивать людей на глазах у полиции.

20. Избили даже корреспондента Комсомольской Правды)))

Забавно, что история повторяется.

Казаков всегда считали свободными и независимыми от государства, именно они часто были зачинщиками и предводителями многих крестьянских войн. Но не все знают о том, как те же казаки служили полицейской силой и подавляли гражданские бунты во времена Царской России.

Именно они были карателями при подавлении постоянно вспыхивающих крестьянских бунтов и при разгоне рабочих демонстраций, а дворянская раса всячески культивировала в них идею их обособленности от русского народа и наделяла их особыми привилегиями.

Готовьтесь к новой реальности. Теперь казаки будут избивать людей в Москве.

21. Пошли одиночные задержания

22.

23.

24.

25.

В Алексеевском ОВД, куда доставили 20 человек с московской акции протеста, полицейские интересуются, кто из задержанных — активисты НОД. Их отпустят, остальных будут оформлять, пишет сотрудница правозащитного направления "Открытой России" Валентина Дехтяренко.

26. Полиция с народом!

27. Приятно, что оппозиция начала использовать российский флаг. Раньше все ходили с партийными флагами. В какой-то момент люди запели гимн России.

28.

29. полиция в этот раз действовала довольно жестко. Людей избивали дубинками и руками.

А что Навальный?

Вчера Алексею Навальному пришлось скрыться от наружного наблюдения и ночевать в секретном месте, чтобы его не задержали и он смог попасть на митинг.

Власти Москвы дали разрешение на проведение акции на проспекте Академика Сахарова, но Навальный отказался от этого варианта, заявив, что мероприятие будет проводиться на Тверской улице, поскольку такое право гарантировано Конституцией РФ.

В итоге Навальный успел на несколько минут появиться на Пушкинской площади и сказать пару слов собравшимся, после чего был задержан полицией.

30.

31. Работают по толпе

32. Били даже тех, кто уже упал и даже не думал сопротивляться

33.

34.

36.

"Казачий пленник", 1906

Вынесла эту тему разгона демонстраций из обсуждений поста о голоде, потому что к ней тоже есть иллюстрации

В конце XIX — начале XX вв. в России набирало силу революционное движение. Для борьбы с ним помимо полиции и жандармерии правительство привлекало части российской императорской армии. Воинские уставы делили врагов на внешних и внутренних, а к последним относились все, кто выступал против правительства.

Демонстрация в Петербурге, 1905

Кавалерийский батальон, вызванный для разгона демонстраций, Петербург, 1905


Для разгона революционных митингов и демонстра-ций наилучшим образом подходила кавалерия: всадник подвижен, имеет хороший обзор. Казачьи полки были составной частью армии и подчинялись воинским уста-вам. А поскольку русская кавалерия того времени была представлена в основном казаками, то их чаще всего и посылали для наведения порядка. Драгуны регулярной кавалерии, за исключением гвардейских, при разгоне демонстраций порой были вынуждены применять шашки, что влекло за собой большое количество жертв.

Валентин Серов. Разгон казаками демонстрантов в 1905 году, 1905. Эскиз

Казачья нагайка представляла собой короткую твёр-дую плеть с расширением на конце ремня. Ею можно было нанести сильный оглушающий удар, но убить или искалечить человека — нельзя. Впрочем, у наиболее опытных служивых, как правило сверхсрочников, были нагайки с вшитой пулей или куском свинца, с которыми казаки обычно охотились на волков. Догнав в степи зве-ря, всадник метким ударом сражал его наповал. При столкновении с демонстрантами такие нагайки служили для «выбивания» разного рода боевиков, террористов или просто хулиганов, которые всегда присутствовали в любой толпе.

Разгон демонстрации в Варшаве, 1906


Обычно разгон демонстрации происходил следую-щим образом. Сначала путь толпе преграждали конная полиция или жандармы. Они пытались уговорить народ разойтись. Если этого добиться не удавалось, всадники размыкались и стоявшие за ними в 100—150 м казаки устремлялись на демонстрантов. Чаще всего толпа начи-нала разбегаться, едва заслышав конский топот и каза-чий визг, свист и гиканье. Однако без жертв обходилось редко, поэтому поблизости обычно дежурили санитарные повозки и мобилизованные полицией извозчики.

По мнению специалистов, взвод казаков, два взвода полиции и полувзвод конных жан-дармов, т. е. около ста человек, могли рассеять толпу численностью 5 тыс. человек.

Разгон демонстрации в честь открытия Второй Государственной Думы, 1906

Разгон демонстрации в Москве, 1909


Самим казакам такая служба была не по душе. В 1905 г., в разгар русской революции, все казачьи войска были мобилизованы для поддержания порядка внутри империи. На этой почве произошли волнения в некоторых донских станицах, в 15-м и 17-м пластунских батальонах на Кубани.

Эти и другие выступления каза-ков пришлось подавлять воинской силой. Так, 2-й Урупский полк Кубанского казачьего войска, посланный на усмирение революционного движения в Грузию, отказался подчиниться приказу. Казаки сместили полкового командира и офицеров и, поставив на их место ветеринарного фельдшера Курганова и вахмистров с урядниками, двинулись в Майкопский полковой отдел. В станице Гиагинской полк окружили войска. Артиллерийский огонь заставил урупцев сдаться. Выборных командиров присудили к различным нака-заниям, а полк демобилизовали в дисциплинарном порядке.

Известные события в Петербурге 9 января 1905 года стали точкой отсчета первой русской революции, в бурные и трагические события которой в той или иной мере были вовлечены практически все социальные слои российского общества. Не стало исключением и казачество. При этом, правда, в общественном сознании на долгие десятилетия укоренился весьма категоричный и поверхностный взгляд на его участие в тех событиях исключительно в качестве карательно-охранительной силы, чему можно найти подтверждение в подавляющем большинстве работ советского периода. А значит, данная проблема нуждается в дальнейшем всестороннем изучении и беспристрастном научном осмыслении, что является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной исторической науки.

После начала революции, кроме полиции и жандармерии, правительственные органы начали все чаще привлекать к борьбе с различными революционными и стихийными анархистскими выступлениями армейские подразделения. Причем активность и масштабы их использования неуклонно увеличивались по мере роста революционного движения. Коснулось это конечно же и казачьих частей.

Если в начале революции для борьбы с беспорядками использовались все находившиеся в армии казачьи полки первой очереди и часть полков Кубанского казачьего войска второй очереди, то уже 22 февраля 1905 года была проведена первая частичная мобилизация второочередных полков из других казачьих округов империи, 16 из которых были направлены на «внутреннюю службу». В июне - июле дополнительно мобилизовали еще 9 второочередных казачьих полков, а в августе еще 3. Осенью 1905 года встал вопрос о более масштабном использовании казачьих частей и подразделений для борьбы с антиправительственными выступлениями. Причем казаки всех этих подразделений призывались в армию исключительно с целью поддержания порядка в разных губерниях страны. Во многом это было поистине беспрецедентное решение, поскольку оно шло вразрез не только с давно установленным и строго соблюдавшимся ранее порядком, при котором мобилизовать льготные казачьи части можно было только в случае войны, но даже и с действовавшим тогда законодательством. Ведь согласно, скажем, законодательному статусу «Устава о воинской повинности Донского казачьего войска» от 1874 года мобилизация и вывод с территории Донской области казачьих частей и подразделений второй и третьей очередей в мирное время не допускались, то есть использоваться («употребляться», как говорилось в уставе) они должны были только в войне с внешним врагом.

Однако это обстоятельство не смущало правительственных чиновников, сильно обеспокоенных прежде всего вопросами ликвидации всех - и революционных, и откровенно погромных - народных выступлений.

Число казачьих частей, которые «употреблялись» с этой целью, росло, и уже 26 ноября 1905 года все казачьи войска страны получили «высочайшую» благодарность «за их самоотверженную, неутомимую и верную службу Царю и Родине» как на фронтах войны, так и при поддержании порядка внутри империи. А 31 декабря последовала особая благодарность «донскому казачеству за ревностную службу».

Ширились и масштабы мобилизации в армию льготных казаков и казаков второй и третьей очередей. В результате массовых призывов в армию в Донском казачьем войске , например, к началу 1906 года были полностью мобилизованы все части и подразделения второй очереди, за исключением артиллерийских.

В Кубанском казачьем войске, помимо всех первоочередных, некоторых второочередных полков и пластунских батальонов, в то время были мобилизованы все второочередные части. В русско-японской войне участвовали только два первоочередных кубанских полка - 1-й Екатеринодарский и 1-й Уманский, а также 6 пластунских батальонов второй очереди и 1-я батарея Кубанского войска.

В 1905–1906 годах, кроме всех несших действительную военную службу полков первой очереди Тер- ского казачьего войска (1-й Сунжен­ско-Владикавказский и 1-й Кизляро-Гребенской казачьи полки сражались на фронте в Маньчжурии), были мобилизованы все части второй оче-реди.

Для «поддержания порядка внутри империи» в 1906 году были полностью мобилизованы все три полка Астраханского казачьего войска , а также все части и подразделения Уральского казачьего войска (за исключением находившихся на фронте 4-го и 5-го Уральских казачьих полков). В 1905–1906 годах были также мобилизованы все полки и сотни Оренбургского казачьего войска , кроме воевавших на Дальнем Востоке 1, 9, 10, 11 и 12-го полков. В те же годы аналогичные мероприятия проводились и в Сибирском казачьем войске (4, 5, 7 и 8-й Сибирские казачьи полки находились на фронте, а все остальные части и войска - на «внутренней службе»). В 1905 году были мобилизованы все три полка Семиреченского казачьего войска . После окончания русско-японской войны Забайкальское казачье войско в полном составе принимало участие в ликвидации «беспорядков» на Дальнем Востоке. В это же время на борьбу с революционными выступлениями в крае были брошены все части и подразделения Амурского и Уссурийского казачьих войск.

Всего же на «поддержание порядка» внутри страны было направлено, по официальным данным Главного управления казачьих войск, до 17% всех взрослых казаков (около 110 тыс. человек). Из них примерно 50 тыс. составляли казаки второй и третьей очередей строевого разряда.

Примечательно, что в 1905 году численность казаков, брошенных на борьбу с беспорядками и для усиления пехотных армейских частей, в 4,7 раза превышала численность выделенных для этих же целей кавалерийских подразделений, составлявших тогда около 10% всех военнослужащих русской армии. Однако активность использования кавалерийских частей при этом была примерно в 1,5 раза выше, чем пехотных (в 1906 году этот показатель увеличился до 2,5, а в 1907 году значительно уменьшился). В то же время казачьи части по сравнению со всеми другими войсками использовались для подавления антиправительственных выступлений лишь в 11,7% случаев. Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что утверждения о какой-то особой роли казачьих частей в борьбе с народными возмущениями (или, по терминологии того времени, в «усмирениях») не соответствуют действительности.

В ходе революции казачьи части и подразделения привлекались, как и все другие армейские формирования, для выполнения самых разных заданий - от разгона митингов и демонстраций, борьбы с забастовщиками и стихийными выступлениями крестьян до охраны важных объектов и даже отдельных помещичьих имений, а также для усиления полиции при патрулировании и поддержании порядка в городах. И казаки, как правило, беспрекословно выполняли все приказы командования, поскольку в то время такие морально-нравственные принципы, как высокое чувство ответственности, верность воинскому долгу и присяге, исполнительность, неукоснительное следование всем законодательным установлениям, были для них непреложными. При этом можно особо отметить, что среди этих принципов наиболее значимой для казаков являлась, безусловно, верность воинскому долгу, а значит, и весь тот порядок, в котором воплощалась высокая идея служения Родине. Поэтому отношение казачества к армейской службе было очень серьезным и ответственным, а сама она рассматривалась как одна из государственных обязанностей. Незыблемыми представлялись казакам и все основы существовавшего тогда политического строя и государственного устройства. Кроме того, с известной долей осторожности можно говорить о том, что тогда в казачьей среде господствовал своеобразный воинский корпоративный дух, поэтому казаки отличались не только чувством высокой гражданской ответственности, но и известным консерватизмом мышления. И последнее обстоятельство самым непосредственным образом сказывалось на устойчивости их традиционных взглядов и представлений о существующих порядках.

Все это, вместе взятое, а также целый ряд других важных факторов сугубо практического характера, о чем будет сказано ниже, способствовало активному привлечению казачьих частей для «внутренней службы» государству.

Немало споров возникало среди исследователей и по вопросу о масштабах использования казачьих частей при подавлении различных выступлений в период первой русской революции. Большинство авторов утверждали (хотя и не подкрепляя свою точку зрения конкретными данными), что масштабы эти были очень и очень значительными. И только в работах отдельных историков содержались точные цифры, которые свидетельствовали, что доля привлеченных для борьбы с «внутренними беспорядками» казачьих частей и подразделений в общей численности использовавшихся для этого войск русской армии в 1906 году составляла 16,7%, а в следующем - 12,6%. Эти данные можно оценивать по-разному: и как довольно значительные, и как не слишком большие. Однако если говорить объективно, учитывая при этом долю казачьих частей в общем составе русской армии того времени, то можно, на наш взгляд, сделать вывод, что, несмотря на относительную «скромность», они свидетельствуют о солидном участии казачьих формирований в борьбе с революционными выступлениями.

Почему же правительственные органы с такой охотой прибегали к использованию именно казачьих подразделений? По нашему мнению, правящие круги учитывали целый ряд серьезных моментов - начиная от идейно-политических воззрений казаков и их моральных качеств до сугубо практических соображений. К сожалению, на последнее обстоятельство в исторической литературе внимания практически не обращалось. Между тем это очень важный момент, на который еще в то время указывали некоторые видные царские сановники, непосредственно руководившие борьбой с антиправительственными выступлениями, которые, естественно, исходили из своих служебных интересов и были самым непосредственным образом заинтересованы в максимально быстром и эффективном противодействии любым противозаконным действиям. При этом в большинстве случаев они старались использовать в первую очередь кавалерийские подразделения, для чего были как минимум две причины.

Во-первых, если против манифестантов, забастовщиков или демонстрантов бросали пеших солдат, то жертв в результате таких столкновений было, как правило, много, а это зачастую приводило к росту возмущения и революционной активности масс. Об этом, в частности, со всей очевидностью свидетельствовал кровавый опыт трагических событий и в Петербурге 9 января 1905 года, и во многих других городах страны. Отмеченное обстоятельство ясно осознавали многие видные правительственные чиновники. Один из них, товарищ (заместитель) министра внутренних дел в кабинете П.А. Столыпина, а позже заведующий делами департамента полиции генерал П.Г. Курлов, в своих воспоминаниях, опубликованных уже в эмиграции, в начале 20-х годов, особо отмечал, что он лично был «врагом применения пехоты для подавления беспорядков, так как прекрасно знал, что при современном состоянии оружия столкновение толпы с пехотными частями неизбежно влекло за собой значительные человеческие жертвы, а потому прибегал всегда в таких случаях к кавалерии».

Во-вторых, конные подразделения были наиболее мобильными, их можно было очень быстро перебрасывать в отдаленные районы, города и особенно села, охваченные волнениями. Ну а поскольку казачьи полки и сотни составляли большую часть всей кавалерии русской армии, то вполне понятно, что именно они довольно часто использовались против восставших.

Приведенное выше мнение авторитетного царского сановника было далеко не единственным. Практически все ответственные чиновники Министерства внутренних дел неоднократно заявляли, что «при возникновении крестьянских беспорядков испытывается необходимость в военных силах, главным образом казачьих частях как наиболее подвижных и пригодных для указанной цели». Такого же мнения, исходя из анализа конкретной обстановки и имевшегося практического опыта, придерживались и главы губерний. Так, генерал Цехановский, который в 1905 году был губернатором Уфимской губернии, отмечал в своих воспоминаниях: «Когда крупные земельные беспорядки разыгрались в двух соседних губерниях (Казанской и Самарской) и докатились до Уфимской губернии, нужна была конница, чтобы быстро перебрасывать в каждую угрожающую местность и вовремя парализовать всякое поползновение к грабежу». Далее он указывал, что «наиболее пригодным для поддержания порядка в деревнях» являлось соседнее с Уфимской губернией Оренбургское казачье войско. «Я отправлял телеграмму за телеграммой министрам - военному и внутренних дел, - писал бывший губернатор, - настаивая на безусловной необходимости присылки трех казачьих эскадронов (то есть всего трех сотен человек. - В .Т .) в Уфимскую губернию, чтобы быть в состоянии везде поддерживать порядок».

Стоит обратить внимание и на сугубо технические аспекты частого применения казачьих формирований для разгона митингов и демонстраций. Этот вопрос только однажды затрагивался в статье Б.А. Алмазова . По его мнению, система обеспечения безопасности в городах царской России была тщательно спланирована и работала весьма эффективно. Наряду с четко функционировавшими полицейскими и пожарными частями существовали конная полиция и конная жандармерия, постоянно участвовавшие в разгоне демонстраций. Наряду с ними в этих акциях нередко участвовали и казачьи сотни. По мнению Б.А. Алмазова, причины для этого были чисто технические и заключались в особенностях казачьей экипировки.

Как правило, казаки сидели в мягких высоких «кавказских» седлах, в которых всадник держался гораздо прочнее, чем в обычном седле строевого образца. Кроме этого, в иррегулярных казачьих частях применялся простой, но веками проверенный и очень эффективный способ, позволявший всаднику прочно держаться в седле, даже сражаясь в самой гуще пехоты: стремена под брюхом коня состегивались специальным прочным ремнем, что во много раз повышало устойчивость седла. Выбить из него всадника было труднее, чем повалить коня. Таким образом, основным средством рассеивания толпы становилась лошадь, умело управляемая всадником. Зачастую именно это позволяло весьма немногочисленным казачьим подразделениям без большого кровопролития и жертв разгонять многочисленные митинги и демонстрации, собиравшие иногда по несколько тысяч человек.

На разгон демонстраций казаков направляли, как правило, без огнестрельного оружия. Против демонстрантов и участников митингов они могли использовать только ставшие притчей во языцех нагайки, которые полагались каждому казаку как обязательный компонент его экипировки. Они предназначались для подстегивания коня, поскольку, в силу сложившихся традиций, казаки, в отличие от всех других кавалеристов, не имели шпор. В экипировке казаков имелись нагайки двух видов. Одни представляли собой обыкновенную плеть на обтянутой кожей деревянной или костяной рукоятке с расширением на конце. Покалечить такой нагайкой было невозможно, максимум - нанести оглушающий удар. Нагайки второго вида представляли собой гораздо более серьезное оружие - оплетенный кожей стальной трос или тонкую цепочку со специальным мешочком на конце, в котором лежали пули или кусочки свинца. Такая нагайка весила до двух килограммов и действительно могла причинить тяжелые увечья. Но во взводе их имели при себе только 2–3 вахмистра из числа опытных старослужащих. Да и они имели право применять их только в крайних случаях, главным образом против находившихся среди демонстрантов вооруженных экстремистов, боевиков и хулиганов. К тому же и простые нагайки казаки использовали при разгонах митингов и демонстраций далеко не всегда. В большинстве случаев толпа обращалась в бегство от одного вида выносившейся им навстречу со свистом и гиканьем казачьей конницы. Известный историк Г.Е. Миронов подчеркивал, что всадник, сидевший на высоте двойного человеческого роста, сам по себе уже выглядел весьма внушительно. Эффективность действий кавалеристов, по его мнению, была такой, что иногда даже толпу в 5 тыс. человек рассеивали взвод полицейских, полувзвод конных жандармов и взвод казаков, то есть всего 70–100 человек.

Все отмеченные обстоятельства, вместе взятые, и послужили причиной частого привлечения казачьих подразделений для выполнения жандармско-полицейских функций.

В целом казачьи части, как и другие армейские подразделения, безусловно, внесли свой «вклад» в дело подавления революционных выступлений, на что вполне справедливо указывали и многие отечественные, и некоторые зарубежные исследователи. В то же время не следует впадать в крайность и утверждать, что, например, казаки подавили революцию, задушили свободу, играли роль опричников, нагаечников и т.п. Их доля в общем количестве войск, брошенных правительством «на усмирения», отнюдь не была преобладающей.

Надо сказать, что вопрос о привлечении казаков к несению жандарм­ско-полицейской службы довольно живо обсуждался тогда в обществе и даже в стенах Государственной думы. И отношение к нему было далеко не однозначным. Так, представители революционно-демократической и либеральной групп общества резко отрицательно отзывались о роли казаков в развернувшихся событиях. Сторонники правительства и консерваторы их действия одобряли. Позднее некоторые представители казачьей интеллигенции пытались, основываясь на конкретных цифрах и фактах, дать конкретные ответы и тем и другим. И их усилия не оставались незамеченными. В свое время большой общественный резонанс вызвали аргументированные статьи походного атамана войска Донского П.Х. Попова в газете «Русское слово». Во время первой русской революции он служил штаб-офицером для поручений в штабе Московского военного округа и в силу своего служебного положения располагал конкретной информацией. Как отмечали позднее современники, П.Х. Попов «с цифрами в руках доказывал необоснованность обвинений» в адрес казаков и выступал решительно против безапелляционно негативных обобщений . Правда, с другой стороны, свои статьи в таких печатных органах, как «Донская старина», «Донские областные ведомости», «Донской край», он зачастую заканчивал историческими справками об участии казаков в строительстве Русского государства и в полемическом запале утверждал, что именно «это их участие не только давало им право, но и налагало обязанность бороться с анархией и поддерживать порядок в стране».

Несмотря на то что основная масса армейского казачества послушно исполняла все приказы по «наведению порядка», со временем в его среде начало назревать отчетливое недовольство этими навязываемыми ему жандармско-полицейскими функциями. Более того, в некоторых случаях дело доходило до открытого неповиновения и даже до антиправительственных выступлений. Причем в среде не только казачества армейского (хотя именно там таких случаев было больше всего), но и станичного.


Алмазов Б .А . Казаки и демонстрации // Казачьи войсковые ведомости: Спец. вып. 1990. № 1. С. 6–7.
Падалкин А . К 100-летию со дня рождения генерала от кавалерии Петра Харитоновича Попова, к 50-летию Степного похода и начала антибольшевистских восстаний на Дону весной 1918 года // Родимый край. 1969. № 80/81. С. 19.

При разгоне протестующих на Пушкинской площади особо отличились люди в казачьей форме с нашивками «Крымского казачьего полка атамана Якова Бакланова». Два десятка человек «легкими ударами нагаек» (по версии НОД) помогли полиции «усмирить самых резвых демонстрантов».

На видеозаписях с митинга видно, что «казаки» используют не только нагайки, но и кидаются в протестующих деревянными палками, а также толкают их и бьют ногами тех, кто упал. При этом на вопросы журналистов «казаки» отвечают, что пришли на площадь «просто погулять».

Являются ли люди в казачьей форме действительно казаками — вопрос, который пока остается без ответа.

В Союзе добровольцев Донбасса, где командир Крымского казачьего полка есаул Николай Дьяконов является членом правления, корреспонденту «Новой» сообщили, что «сами не могут до него дозвониться». В секретариате Союза казаков-воинов России и Зарубежья, куда входит Крымский казачий полк, «Новую» попросили оставить вопросы для казаков и сказали, что если те захотят давать комментарии, то редакции об этом сообщат.

Между тем, у Николая Дьяконова и его подчиненных — богатый опыт участия в политических акциях и боевых действиях. Их подъем начался незадолго до российско-украинского конфликта.

20 сентября 2012 года группа казаков на выставке «Духовная брань» в галерее Марата Гельмана в Москве. Дьяконов тогда обратился к мэру столицы Сергею Собянину с требованием изъять с выставки картину эстонского фотохудожника Пеэтера Лауритса «Тайная закуска, ремикс» — пародию на «Тайную вечерю» да Винчи. «Я, к сожалению, не видел картину, которую он там пытается выставлять, но, так как это выставляется в галерее Гельмана, это однозначно будет провокация», — заявил тогда Дьяконов.

31 января 2014 года казаки во главе с Дьяконовым Общества защиты прав потребителей (ОЗПП). По свидетельствам главы ОЗПП Михаила Аншакова, ворвавшиеся искали склад «Комитета солидарности с Майданом», попутно громя мебель, угрожая сотрудникам Общества расправой и даже надевая на головы работников целлофановые пакеты. Никакого склада в офисе ОЗПП, правда, не оказалось.

Отборовшись с Майданом в Москве, Дьяконов вместе с сотней соратников отправился в Крым. На полуостров он прибыл уже после «зеленых человечков» — 1 марта 2014 года. Дьяконову удалось объединить вокруг себя местное казачество, которое занялось проведением «профилактических бесед» с проукраински настроенными активистами меджлиса крымскотатарского народа (организация признана экстремистской в РФ), выстраиванием блокпостов вокруг Севастополя и патрулированием береговой линии.

Крымский казачий полк, как организация, был создан лишь 15 марта 2014 года. За день до референдума. В его состав вошли около 400 человек — это были как люди Дьяконова, так и представители крымского и севастопольского казачества.

После «крымской весны» казаки Дьяконова отправились воевать в Донбасс. Сам есаул о сражениях на территории восточной Украины высказывался сдержанно, рассказывая об успешных боевых действиях в Снежном и на Саур-могиле (украинская армия потеряла убитыми более 1000 человек).

После Донбасса Крымский казачий полк вернулся в Москву.


Казаки нагайками избивают вышедших на Пушкинскую граждан. Фото: Влад Докшин / «Новая газета»