Как научиться писать рассказы с нуля. Об искусстве написания рассказа

Для многих писателей короткие рассказы – просто идеальный стиль работы. Тогда как сочинение романа может представлять собой титаническую задачу, практически каждый в состоянии придумать и, что более важно, оформить на бумаге небольшой рассказ. Как и в случае с романом, содержание короткого рассказа должно занимать и увлекать читателя. С правильным подходом к выбору идей, подготовке чернового варианта рукописи и последующему его редактированию у вас успешно получится написать собственный небольшой рассказ в кратчайшие сроки.

Шаги

Часть 1

Выбор идей
  1. Придумайте основной сюжет или сценарий. Подумайте над тем, о чем будет рассказывать ваша история и что произойдет в рассказе. Поразмышляйте о том, к чему вы хотите обратиться или что желаете проиллюстрировать. Решите, каким будет ваш подход или точка зрения на происходящие в рассказе события.

    • Например, можно начать с простого сюжета, в котором главный герой получает плохие новости или ему наносит нежеланный визит какой-нибудь друг или родственник.
    • Также можно прибегнуть к более сложному сюжету, например, когда главный герой просыпается в параллельном мире или узнает чью-то самую страшную тайну.
  2. Сконцентрируйтесь на описании особенностей характера главного персонажа. В большинстве рассказов встречается один или максимум два главных героя. Постарайтесь придумать такого главного героя, у которого есть четкая цель или стремление, но который при этом полон противоречий. Не нужно останавливать свой выбор на явно хорошем или плохом персонаже. Наделите своего героя интересными чертами и чувствами, чтобы его образ был достаточно сложным и гармоничным.

    • В качестве прототипов главного героя можно использовать реальных людей, которых вы знаете по жизни. Либо можно понаблюдать за незнакомцами в общественных местах и взять их за основу для своего главного героя.
    • Например, главным героем может быть юная девочка-подросток, желающая защитить своего брата от школьных хулиганов, но при этом стремящаяся хорошо влиться в школьный коллектив. Или же главным героем может быть одинокий мужчина в возрасте, решившийся близко подружиться со своей соседкой и в результате узнавший о ее криминальной деятельности.
  3. Придумайте центральный конфликт для своего персонажа. В любом хорошем рассказе обязательно присутствует центральный конфликт, в котором главный герой сталкивается с каким-либо вопросом или проблемой. Конфликт необходимо представить читателю в самом начале рассказа. Сделайте жизнь главного героя трудной и тяжелой.

    • Например, у главного героя может быть желание или стремление, которое у него никак не получается реализовать. Или же герой может попасть в плохую или даже опасную ситуацию, и ему будет необходимо решить, каким образом выжить в таком положении.
  4. Придумайте интересное место действия. Еще одним ключевым элементом короткого рассказа является место действия, или то место, в котором происходят основные события рассказа. Для короткого рассказа можно выбрать одно центральное место действия и дополнить детальным описанием определенные эпизоды с участием персонажей. Выберите такое место действия, которое будет интересно вам самим и которое у вас получится представить в интересном свете перед читателями.

    • Например, местом действия рассказа может стать обычная школа вашего родного города. Или же история рассказа может развиваться в небольшой марсианской колонии.
    • Постарайтесь не перенагружать короткий рассказ слишком большим разнообразием мест действия, чтобы не запутать читателя. Для одной небольшой истории обычно вполне достаточно одного или двух мест действия.
  5. Подумайте о конкретной теме. Многие короткие рассказы строятся на конкретной теме и раскрывают ее с точки зрения автора или главного персонажа. Для рассказа можно взять одну из таких обширных тем, как любовь, мечта или утрата, и раскрыть ее с точки зрения своего главного персонажа.

    • Также можно сконцентрироваться на более узкой теме, например, любовь между братьями и сестрами, стремление к дружбе или утрата родителей.
  6. Запланируйте эмоциональную кульминацию в рассказе. Во всех хороших коротких рассказах есть захватывающий момент, в котором главный герой достигает наивысшей эмоциональной точки. Кульминация обычно происходит во второй половине рассказа или даже ближе к концу. В кульминационный момент главного героя могут переполнять чувства, он может чувствовать себя в западне, в отчаянии и даже терять контроль над собой.

    • Например, эмоциональная кульминация может наступить тогда, когда одинокий мужчина вступит в конфронтацию с соседкой по поводу ее криминальной деятельности. Или же кульминационный момент может наступить тогда, когда девочка-подросток, наконец, вступится за своего брата перед лицом школьных задир.
  7. Подумайте о конце с неожиданным поворотом или сюрпризом. Набросайте идеи различных вариантов концовок, которые могли бы удивить, шокировать или заинтриговать читателя. Избегайте банальных финалов, где читатель может отгадать концовку раньше времени. Дайте читателю почувствовать ложное чувство уверенности в том, что он знает, чем закончится эта история, а затем перенаправьте внимание читателя на другого персонажа или другую ситуацию, чтобы шокировать его.

    • Постарайтесь избежать стандартных уловок для концовки своего рассказа. В попытке удивить читателя не полагайтесь на клише и всем знакомые повороты сюжета. Постепенно нагнетайте напряжение и неопределенность по ходу истории, чтобы в конце читатель испытал потрясение.
  8. Почитайте примеры коротких рассказов. Поймите, что именно делает короткие рассказы успешными и интересными для читателя, посредством ознакомления с рассказами опытных писателей. Почитайте рассказы различных жанров, начиная от литературной фантастики и заканчивая научной фантастикой и фэнтези. Обратите внимание, как авторы используют образ главного героя, тему, место действия и сюжет рассказа для того, чтобы их история стала невероятно эффектной. Например, можно почитать нижеуказанные произведения:

    Часть 2

    Подготовка первого чернового варианта
    1. Подготовьте сюжетный план . Организуйте свой короткий рассказ в соответствии с сюжетным планом из пяти частей: экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация, угасание событий и развязка. Используйте этот план как основу написания рассказа, чтобы в нем можно было четко выделить начало, середину и концовку.

      • Также можно попробовать воспользоваться методом снежного кома, когда сначала дается описание рассказа одним предложением, затем описываются отдельные части рассказа, подготавливается описание всех героев истории и готовится список сцен с их участием.
    2. Придумайте цепляющее начало. В начале рассказа должно присутствовать действие, конфликт или необычная картина, которая привлечет внимание читателя. Представьте читателю главного героя и место действия прямо в первом абзаце. Настройте читателя на ключевую тему и идейную задумку истории.

      • Например, такое начало, как “В тот день мне было одиноко...” не только не говорит совсем ничего о рассказчике, но и ничем не заинтересовывает читателя.
      • Вместо вышеупомянутого примера можно попробовать начать рассказ примерно так: “В тот день, когда меня бросила жена, я постучал в дверь своей соседки, чтобы попросить у нее сахар для торта, который я не собирался печь”. Такая линия описания знакомит читателя с прошлым конфликтом, наличием жены и текущим напряжением ситуации, складывающейся между рассказчиком и соседкой.
    3. Придерживайтесь одного ракурса повествования. Короткие рассказа обычно излагаются от первого лица, и такой ракурс повествования остается неизменным. Это помогает придать истории четкий фокус и перспективу. Также можно попробовать написать рассказ от третьего лица, однако, этим можно дистанцироваться от читателя.

      • Иногда встречаются рассказы от второго лица, в которых автор использует местоимение “ты”. Это обычно делается в том случае, когда применение второго лица является существенно важным для писателя, как в повести Теда Чана “История твоей жизни” или в рассказе Хунота Диаза “Вот почему ты ее потерял”.
      • В большинство коротких рассказов пишется с применением прошедшего времени, но рассказ можно написать и в настоящем времени, чтобы придать истории более живую атмосферу.
    4. Используйте диалоги, чтобы лучше раскрыть характер персонажа и дальнейшее развитие сюжета. Диалоги в коротких рассказах всегда должны выполнять более одной функции. Убедитесь в том, что диалог сообщает читателю что-нибудь о том персонаже, который говорит, и дополняет собой историю развития сюжета. Включите в диалог такие пояснения, которые будут раскрывать персонажа, а также придадут сцене с диалогом больше напряжения и конфликта.

      • Например, вместо того чтобы открывать диалог фразой “Привет! Какие у тебя новости?”, попробуйте написать “Эй, подруга, что случилось?” или “Где же ты пропадал? Сто лет тебя не видел!”.
      • Постарайтесь дополнять диалоги словами автора следующего вида: “она запнулась”, “прошипел я” или “он прокричал”, чтобы расширить этим описание своих персонажей. Например, вместо того чтобы писать “– Где ты пропадал? – задала она вопрос...”, можно написать “– Где ты пропадал? – требовательно спросила она...” или “– Где ты пропадал? – заорала она на него”.
    5. Включите чувственное детальное описание места действия. Подумайте о том, что чувствует, слышит, ощущает на вкус и запах, а также видит главный герой. Опишите место действия с точки зрения человеческих чувств, чтобы оно ожило в глазах читателя.

      • Например, здание старой средней школы можно описать как “гигантское строение архитектуры индустриального типа, от которого пахнет потной спортивной формой, лаком для волос, разбитыми мечтами и мелом”. Или же можно описать небо над крышей своего дома как “белую простыню, покрытую густой серой дымкой от пожаров, которые расползлись с утра по близлежащему лесу”.
    6. Закончите описанием развязки. Развязка не обязана быть прямой и очевидной. Она может быть представлена тонким намеком на то, что персонажи начинают меняться и иначе смотреть на вещи. Развязку можно сделать открытой для домыслов или завершенной и ясной.

      • Также ее можно дополнить интересной сценой или диалогом, который отражает изменения, которые произошли в характере персонажа.
      • Например, рассказ можно закончить тем, что главный герой сдает свою соседку полиции, несмотря на то, что этим он навсегда теряет ее дружбу. Или же история может закончиться описанием сцены, как главная героиня помогает своему окровавленному брату дойти до дома как раз к ужину.
  9. Отредактируйте рассказ, чтобы сделать его понятным и гармоничным. В большинстве случаев короткие рассказы ограничиваются одной-семью тысячами слов или одной-десятью страницами текста. Не бойтесь сокращать отдельные эпизоды или вычеркивать целые предложения, чтобы сократить историю и сделать ее более насыщенной. Оставьте в повествовании только те детали и моменты, которые существенно важны для той истории, которую вы пытаетесь рассказать.

    • Когда дело касается коротких рассказов, обычно применяется правило “чем короче, тем лучше”. Не оставляйте предложения, которые ни о чем не говорят, или сцены, не имеющие какой-то иной цели помимо той, что вам нравится, как звучит их описание. Будьте безжалостны в вопросе сокращения рассказа, чтобы он включил в себя ровно столько информации, сколько будет достаточно.
  10. Придумайте интересное название. Большинство редакторов и читателей в первую очередь обращают внимание на заголовок, чтобы принять решение, захотят ли они прочитать рассказ. Выберите для своего рассказа интригующее или интересное название, которое будет побуждать читателя прочитать сам рассказ. В качестве заголовка к рассказу также можно использовать его тему, определенную зрительную сцену или имя главного героя.

    • Например можно считать неплохим примером заголовок рассказа Элис Манро “Давно хотела тебе сказать”, так как он является выдержкой слов главного персонажа рассказа и обращается напрямую к читателю посредством местоимения “ты”, свидетельствующего о том, что автору есть чем поделиться с читателем.
    • Заголовок рассказа Нила Геймана “Снег, зеркало, яблоко” также неплох, так как он представляют читателю сразу три объекта, которые интересны сами по себе, но при этом становится еще более интересно, как они связаны между собой в рассказе.

Инструкция

Продумайте сюжет. Авторы, которые пишут , не задумываясь о финале, или графоманы, или гении. Графоманом, скорее всего, вы себя не считаете. Хорошо, если вы – . Но лучше перестрахуйтесь и отнеситесь к сюжету ответственно. Вы с самого начала должны знать, в какую сторону движется ваш герой, и какие цели он преследует. Самое главное: вы должны знать, что вы хотите своим рассказом сказать.

Придумайте емкую и интригующую завязку. Если вы пишите для людей, а не для себя, вам надо научиться захватывать внимание читателя с первых абзацев. Литераторы с именем могут позволить себе описывать полуразвалившейся дом на первой странице десятистраничного . У таких привилегий нет. Ни интернет-пользователи, ни редакторы журналов не будут произведение неизвестного автора, если оно их не заинтересовало с самого начала.

Сочините неожиданный финал. Предсказуемое окончание может испортить самый лучший рассказ. Удивите читателя, потрясите его, и он с нетерпением будет ждать следующее ваше произведение.

Продумайте мотивировку персонажей. Вы должны суметь обосновать любой их . Если этого не сможете сделать вы, то читатель тем более не сможет. А если ему непонятна логика рассказа, то, скорее всего, он перестанет его читать.

Перечитайте написанный рассказ. Велика вероятность того, что вы найдете неувязки и стилистические огрехи. Исправьте их. Перечитайте еще раз. Возможно, вы пропустили какие-то ошибки… Исправляйте и читайте до тех пор, пока рассказ вас не устроит.

Отдайте ваше произведение человеку, вкусу которого вы доверяете. Возможно, он увидит в тексте ошибки, на которые вы внимания не обратили. Только после этой правки вашу рукопись можно представить на суд читателей или редакторов.

Источники:

  • как правильно писать рассказы
  • Как писать книги и рассказы

Читатель, критик и редактор составляют первое мнение о рассказе по его начальным строкам. Поэтому очень важно сделать вводную часть увлекательной, динамичной и так, чтобы читательских глаз наслаждался героем, характерами и словесными кружевами. Но авторское вдохновение изменчиво и капризно. И тогда на помощь начинающему литератору приходят проверенные временем приемы.

Вам понадобится

  • - Словарь синонимов.
  • - Справочная литература по теме рассказа.
  • - Белая бумага или блокнот.
  • - Цветные ручки.

Инструкция

Описание погоды
Это железобетонная классика. Тем самым сразу время и место действия, передает эмоциональный настрой героев. Они могут грустить, как осенний , а могут, наоборот, чувствовать себя очень уютно в своей теплой комнате с большими окнами. Здесь может быть только два правила. Первое - избегать банальностей в духе: "Стоял прекрасный летний день". Второе - тщательно вычесывать свой текст на предмет стилистических ляпов типа: "Шел дождь и рота красноармейцев".

Описание главного
Внешность героя - это концентрат его моральных и интеллектуальных качеств, фотография его социального слоя и образа жизни, отправная точка того драматургического конфликта, который будет разворачиваться на протяжении всего текста. В самом простом виде это может выглядеть так: "В те редкие дни, когда Мария Ивановна решалась исполнить свои любимые арии, соседям казалось, что это воздух гуляет в неисправных водопроводных трубах". И дальше можно разворачивать историю бытового конфликта оригинальной, но не очень счастливой дамы и ее по коммуналке.

Афоризм или шутка
Емкая и хлесткая фраза, которая привлекает внимание с первой строчки. Читатель ждет продолжения и за страницей вплетается в сюжетное полотно. Например: "Если меня клонировать, я захвачу мир. Не верите? Тогда послушайте, что произошло со мной на прошлой неделе". Или: "Иван Иванович был человеком мирным, настолько мирным, что любил повторять: "Всякий, кто усомнится в моем миролюбии, умоется кровью". Но никто почему-то не сомневался". Через показывает свое отношение к людям с размытыми моральными устоями. Или, наоборот, показать человека, настолько жалкого, что ему постоянно нужно хорохориться перед окружающими.

Ситуация
Описание сразу начинается с яркой бытовой сценки. Например, ссоры влюбленных или нечаянной встречи. В этом случае, автору придется прописывать насыщенный и яркий диалог героев, привлекать внимание читателя авторской речью. В репликах нужно избегать плоских, маловыразительных фраз. Вместо банального "Привет", лучше подобрать приветствие, которое соответствует персонажу. Инфантильная девочка скажет "Приветики". Вычурный интеллектуал может выразиться: "Ах, какая нечаянная встреча". Автор должен сам решать, какими интонациями будут говорить его . Может, у него бандит заговорит, как учительница сольфеджио. И читатель захочет узнать, что с ним произошло.

Видео по теме

Полезный совет

Если текст совсем не идет, то лучше сделать техническое начало: "Эта история началась в..." или "Я хочу поведать вам о..." И вернуться к началу через несколько дней, когда авторское перо дойдет до финальной точки.

Источники:

  • Интернет-портал "Справочник писателя"

Может быть, у вас есть много идей для , или вы давно замечали в себе способность и любовь к тому, чтобы вести дневник, записывая небольшие заметки о происходящем вокруг. Может быть, давно пришло время написать целую книгу, но вас смущает то, что вы не знаете с чего начать и как правильно это делать? В любом случае, главное - принять решение о том, что пора писать повесть , а все остальное – несложно.

Вам понадобится

  • Уютное рабочее место
  • Желание написать повесть

Инструкция

Чтобы , прежде всего нужно начать с содержания. Есть ли у вас ? О чем будет эта ? Как только вы наметили центральную идею, она понемногу сама обрастет подробностями и деталями. От вас требуется только не забывать о том, что любая повесть должна иметь четкие начало, середину и конец. В повести должен быть конфликт и его развязка, и все действия героев должны иметь правдоподобную мотивацию, быть понятными читателю.

Следующим шагом в написании повести является создание героев. Обязательно продумайте главных героев: положительного (протагонист) и отрицательного (антагонист). Только не делайте их слишком хорошими или слишком плохими - это не придаст повести правдоподобности. Не забывайте и о второстепенных персонажах – они будут создавать фон для ваших главных героев, поэтому также важны.

Начните ! Неважно, как вы будете это – у каждого автора свой подход. Кто-то заранее знает, чем закончится история, кто-то просто придумывает целый мир, штрих за штрихом рисуя действия, в этом мире происходящие. Главное - начать и дать себе обещание писать каждый день. Можно даже определиться с необходимым количеством написанных ежедневно страниц – это здорово дисциплинирует.

Чтобы вам действительно удалось написать повесть , и при этом хорошую, обязательно обращайтесь к окружающим за критикой и принимайте ее во внимания, продолжая работать над текстом. Но показывайте свой труд только тем людям, которым полностью доверяете. Можно даже попробовать поискать какие-нибудь местные общества писателей и в них – так вы сможете найти поддержку, критику и комментарии к своей рукописи.

Повесть можно написать, только если ее переписывать. Как только первоначальный черновик текста готов, прочитайте его внимательней, дайте ознакомиться с текстом друзьям и и начните редактировать повесть . Но всегда сохраняйте первоначальную версию черновика, чтобы можно было понять, насколько успешна ваша редактура, и ли она повесть лучше. После многих дней, проведенных за осмыслением и переписывание ранее написанного, повесть наконец-то будет готова.

Мечтать о литературной славе, как говорится, не вредно. Вредно, мечтая, ничего не делать для развития своего писательского таланта. Поэтому тем, кто хочет начать писать рассказы, необходимо как можно больше практиковаться в своем ремесле.

Инструкция

Успех произведения держится на трех китах: сюжет, недосказанность. В поисках первого из этих составляющих, не нужно далеко - начните с того, что вам хорошо знакомо. Если вы поставили себе цель написать и общую канву повествования вы уже держите в уме, садитесь и пишите. Не дожидайтесь момента, когда вам в голову придет гениальная первая фраза и умопомрачительная завершающая реплика. И уж тем более не старайтесь написать сразу весь текст в четкой последовательности. Редактированием вы займетесь чуть позже.

Когда повествование будет завершено, дайте бумаге полежать. Вернитесь к спустя некоторое время и внимательно его вычитайте. Все ли в порядке с логикой? Увязаны ли сюжетные линии? Не хромает ли стиль? На этом этапе работы над рассказом пора шлифовать ключевые фразы, описания. Помните о том, что приходится сестрой вашему таланту: безжалостно выбрасывайте из текста все, что не работает на общую идею, избавляйтесь от занудных повторов и неинтересных лирических отступлений. Невредно дать почитать свое произведение человеку, мнению которого вы доверяете.

Несмотря на обилие площадок для самовыражения в интернете, которые открывают каждому возможность найти читателя, начинающие авторы все же грезят о настоящем издании своих книг. А без общения с «дорогой редакцией» не обойтись. Тем более, что такая практика чрезвычайно важна для молодого . Отправив текст в интересующее вас , подождите немного и через некоторое время поинтересуйтесь судьбой своего . Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если на первый (второй, а возможно, и десятый) раз вам откажут в публикации. Попросите озвучить вам ваши ошибки и недочеты, чтобы откорректировать имеющийся текст или учесть их в работе над новыми произведениями. Если редактор сообщит вам, что публикация возможна при условии определенной корректировки рассказа, не упрямьтесь, а учтите пожелания опытного работника издательского дела - он профессионал, а вы пока что любитель.

Видео по теме

Полезный совет

Вряд ли вы придумаете стопроцентно оригинальный сюжет - все уже так или иначе было использовано в литературе. Так что прочтите классические произведения сходной тематики и подумайте, что нового вы могли бы в нее внести.

Источники:

  • Как писать книги и рассказы

Многие люди задумываются о том, чтобы отразить свой жизненный опыт, интересные события или просто собственные размышления и фантазии на бумаге, например, написать рассказ. К сожалению, далеко не все переходят от идеи к действию, хотя на самом деле начать писать рассказы не так уж и сложно.

Инструкция

В первую очередь стоит озаботиться некоторой теоретической подготовкой. Конечно, необязательно тратить время на полное изучение курса теории литературы, но с основными понятиями познакомиться надо. Композиция, структура рассказа, разница между фабулой, темой и идеей, принцип построения сюжета – все эти знания значительно облегчат вам написание первого произведения, позволив сделать рассказ более качественным. Можно попробовать отыскать курсы для авторов, которые иногда проводятся в местных отделениях Союза писателей РФ.

Хорошим вариантом для начала литературной карьеры могут стать многочисленные творческие конкурсы, которые регулярно проводятся в интернете, а также организуются специализированными журналами и газетами. Как правило, такие конкурсы предлагают участникам написать произведение на заданную тему, а призом победителю обычно становится публикация в сборнике. Такие конкурсы – отличный способ заявить о себе, познакомиться с другими авторами и издателями, к тому же, они позволяют «набить руку». К сожалению, в подобного рода проектах, как правило, предполагается открытое обсуждение представленных на конкурс произведений, а критика может быть весьма жесткой. С другой стороны, такой опыт позволит вам более спокойно относиться к негативным отзывам в будущем.

Написать хороший рассказ в сжатые сроки – непростая задача даже для опытного автора, поэтому не расстраивайтесь, если на одну страницу текста у вас уходит несколько дней или даже недель. На первом этапе ваша задача – научиться писать, а со временем вы сможете делать это с большей скоростью, не теряя качества. В то же время нужно с самого начала ставить себе определенные рамки, в обязательном порядке отводя часть дня на литературное творчество. В будущем такой подход даст вам возможность сразу же включаться в работу в заданное время.

Если у вас уже есть готовая идея, то нужно обдумать ее с позиции сюжета, ответив себе на вопрос: каким именно методом лучше всего получится ее раскрыть? Не расстраивайтесь, если готовый сюжет не рождается моментально, ведь утверждение о том, что писательство – тяжелый труд, основано не на пустом месте. С другой стороны, затягивать творческий процесс тоже не стоит, иначе есть опасность «перегореть». Вообще, для хорошего писателя в качестве идеи для рассказа может выступить что угодно: от политической обстановки до вида из окна. Научиться видеть потенциал идей и сюжетов в обыденной жизни – одна из основных задач начинающего автора.

Второе, с чем необходимо разобраться, - это ваши страхи. Боитесь ли вы публичности? Публичность связана с открытостью: рассказывая свои истории, вы открываетесь незнакомым людям и рискуете встретиться с разными реакциями.

Это может быть игнорирование вашего творчества или, наоборот, открытая агрессия в ваш адрес. Важно заранее продумать стратегию вашего поведения в каждой ситуации.

Со страхом публичности поможет справиться псевдоним. Со страхом игнорирования – ваша мотивация. Со страхом агрессии – вера в себя и дистанцирование от агрессоров.

Третье, что нужно решить, – это о чем писать. Начинать можно с простого. Писать о том, с чем вы сталкиваетесь в повседневной жизни: ваш путь на работу, домашние дела, каких людей вы встречаете и какое они производят на вас впечатление и т.д.

Важно, чтобы ваши истории у вас самих вызывали эмоциональную включенность, переживания. Необходимо писать о том, что лично вас зацепило. Тогда велик шанс, что ваша история зацепит других людей.

Чтобы не растекаться мыслью по древу, необходимо задать истории один определенный вектор. Как правило, это вектор изменения героя. Пройдя историю, и вы, и ваш читатель, и герой истории – меняются. Узнают что-то новое, приобретают опыт, становятся немного другими. Прежде чем начать писать историю, ответьте себе на вопрос: какую проблему решит герой и как он изменится в результате?

Четвертое, что нужно сделать, чтобы начать писать истории, - это ввести писательство в привычку. Необходимо выделить себе время и место, когда вы целенаправленно сядете и погрузитесь в ваши истории. Это должно быть только ваше время. Нужно внести его в ваше расписание.

Пишите регулярно, но не выписывайтесь до дна. Еще Хемингуэй писал: когда я заканчиваю писать, я знаю, чем я продолжу завтра. Останавливайтесь заранее. Так вы сохраните ваше вдохновение надолго.

Пятое, что нужно делать, - это редактировать. Без этого не обходится ни один уважающий себя автор. Чтобы текст звучал хорошо и читался легко, над ним необходимо работать.

Чтобы вычистить слабые места текста, читайте его вслух. Вы сразу почувствуете, где спотыкаетесь или теряете нить истории.

Следите, чтобы за вашим текстом стояла картинка. Описывайте историю с точки зрения органов чувств: что вы видите, что слышите, осязаете, какие запахи вас окружают и так далее.

Читайте книги, где опытные авторы рассказывают, как писать истории. Ищите авторов, чьим стилем вы восхищаетесь, читайте их как можно больше, анализируйте их тексты, ищите приемы, которые могли бы позаимствовать. Постоянно расширяйте ваш словарный запас.

Заведите себе редактора. Может быть, для начала это будет ваш друг или мама. Человек, который сможет прочесть вашу историю, предложить, как ее улучшить, показать вам ее под другим углом, извлечь из нее дополнительные смыслы. Тогда и для вас история заиграет новыми красками, еще сильнее вовлечет вас в себя и, в результате, найдет еще больший отклик у аудитории.

Бытует мнение, что писательскую карьеру нужно начинать с малых форм: рассказов, новелл, очерков. Это утверждение не лишено смысла, поскольку в малых формах прозаических произведений легче выдержать фабулу, не допустить фактических ошибок и избежать противоречий в сюжетной линии. Многие классики писали свои большие романы, прославившие их в веках, на основе ранее написанных рассказов, очерков или повестей. Например, всемирно известный и многими любимый роман Михаила Булгакова « » был и вовсе написан на основе ранее написанных и изданных автором фельетонов «Самогонное озеро» и «Три вида свинства». То есть мистический роман вырос из кратких сатирических прозаических произведений. И это далеко не единичный случай. Иногда ранее написанные рассказы целиком вплетаются автором в канву произведения, как в роман Достоевского « » вплетен рассказ «Легенда об Инквизиторе». Но надо понимать, что и малые формы требуют большого писательского труда, иногда даже более кропотливой работы, чем объемное произведение.

Так как написать рассказ? Вспомните рассказы Чехова — чем короче произведение, тем более насыщенным должен быть язык, более четкой и выдержанной должна быть идея. Работа над малой формой, а в частности над рассказом, требует постоянной вычитки, вычеркивания лишнего, «отжима воды». В рассказе не будут уместны пространные лирические отступления, к которым так склонны молодые авторы.

Чтобы не запутаться в собственных идеях и представлениях о том, каким должно получится произведение, не надеяться только на вдохновение и божественное озарение, что само по себе хорошо, но только на них хороший текст не построишь, хотя бы в начале творческого пути автору нужна некая схема-подсказка, гид по тому, как написать хороший рассказ. Вот несколько пунктов, следование которым поможет вам откинуть лишнее и не забыть о важных моментах.

Как составить рассказ

1 . Первая стадия, на которой зарождается рассказ, проявляется сама необходимость его написания — это возникновение замысла.

Замысел литературного произведения — это изначальная идея, выросшая из жизненного опыта автора, его мировоззрения или воображения. Источником замысла может стать политическая жизнь страны, наблюдения за животным миром, пережитые чувства, прочитанная и переосмысленная книга. Работу без замысла не начинал ни один известный автор. Одним из сильнейших примеров авторского замысла является « » Бальзака. Решив раскрыть миру культуру и порядки, « » французского общества в период реставрации монархии и правления Бурбонов, Оноре де Бальзак разработал сложнейшую концепцию, написал 137 обособленных произведений (с наличием сквозных героев, путешествующих из книги в книгу), работал над своей «комедией» 26 лет. И сумел выдержать свой замысел до конца.

Начинающему автору лучше не браться за такие сложные концепции, отложить масштабные замыслы на время, когда его перо уже будет отточено. Научиться выбирать соотносимый с масштабами малых форм замысел можно у Чехова, Куприна. Есть классические «три кита» российской прозы: маленький человек, лишний человек, новый человек. Попытайтесь описать один день одного из этих архетипов русской классики, пропустив через призму своего восприятия. Получится как минимум психологично, научитесь оттачивать характеры, а как максимум — дойдете до большой идеи, которую сможете воплотить в своем дальнейшем творчестве.

2 . Когда у автора есть замысел, можно приступать к работе. Но «приступать к работе» — это вовсе не значит, что можно уже садиться и писать. Нет, для начала нужно отобрать материал , хорошо изучить то, о чем хотите писать.

В идеале, начинающему писателю лучше выбрать тематику рассказа, максимально близкую ему. Если Вы медик — пишите про врачей и пациентов, если школьник — про школьную жизнь. Это поможет избежать фактических ошибок, да и интереснее писать о том, в чем разбираешься. Опасность такого подхода только в том, что начинающий автор может случайно написать не художественный рассказ, а статью на профессиональную тему. Не забывайте, что пишите для широкой публики, не углубляйтесь в детали, если этого не требует замысел, не переусердствуйте с профессиональной лексикой.

Если же Вы решили выбрать не характерные для Вас время, локацию, тему, то придется на какое-то время обложиться литературой (не художественной, а научной) и, например, прессой тех времен, о которых пишите. Почему нужно брать конкретно исторические и специализированные научные труды и публицистику, а не художественные произведения по теме? Все просто, это поможет избежать соблазна подражать мастеру пера, не замылить собственный взгляд на вещи.

Если Вам кажется не особо нужной такая предварительная подготовка, то придется удивиться — абсолютно все классики — прозаики работали именно так. Можно написать бульварный лубочный роман не прибегая к источникам, а хороший рассказ так не пишется. Большая часть писателей сидели месяцами над книгами, чтобы разобраться в вопросе, а некоторым приходилась даже ехать в то место, о котором они хотели написать, чтобы уловить настроение, оценить локацию лично. , например, в своих рассказах о животных руководствовался личными наблюдениями, которые старательно записывал. Чтобы подарить миру один рассказ про птиц, он мог месяцами наблюдать за их жизнью, фотографировать и записывать.

После того, как замысел сформулирован, материалы для его выражения найдены, усвоены и осмыслены, можно переходить непосредственно к написанию рассказа.

3 . Начать написание рассказа нужно с составления плана. При этом под планом подразумевается не только последовательность сюжетных событий, но и формулирование целей написания, основной идеи, описания основных героев и их пути развития. Под целью подразумевается то, как вы хотели бы воздействовать своим произведением на читателя. Если развлечь, то ставьте целью насыщенный сюжет. Если хотите донести какой-то концепт, идею, то четко пропишите как и какими средствами. Это нужно прежде всего самому автору. Если вы хотите написать рассказ о философии дао и четко поставили для себя это целью, то уже не станете опираться на сюжетность, а посвятите больше внимания аллегоричности и, например, отточите краткий, но емкий диалог. Грамотно поставленная цель и зафиксированная идея сами подскажут средства написания. Далее расписываем последовательность событий в рассказе. Если возникнет желание нарушить линейность композиции и поменять пункты плана местами, то лучше это сделать уже после того, как напишите черновой вариант. Это поможет не запутаться в хронотопе собственного же произведения.

Пример плана рассказа

Предположим, возникает идея написать рассказ о декабристах, ссылаемых в Сибирь, но не о самом факте или их жизни в Сибири, а о сложной дороге по необжитым территориям.

Цель : написать социально-бытовой, философский рассказ об этапе декабристов в Сибирь;

Идея : декабристы преодолевают долгий путь до места ссылки и строят планы на будущее;

  • описание одного из декабристов и его болезни, заработанной в ужасных условиях этапа в Сибирь;
  • небольшое лирическое отступление об условиях, бытовая зарисовка;
  • больной декабрист не знает доберется ли он до места, где ему теперь придется жить, небольшое размышление;
  • разговор с товарищем о политике и о том, что дальше;
  • размышление о том, что Сибирь, которая будет местом их ссылки, не кажется каторгой, когда он рискует до нее не добраться, а кажется скорее оазисом в пустыне;
  • момент, в котором главный герой предположительно умирает в тишине, но это максимально не точно;
  • за тонкой дощатой перегородкой в момент предположительной смерти два декабриста говорят о том, что природа в России сурова, чтобы быть хорошей декорацией суровой жизни.

В результате написания плана необходимо получить подобную, почти кинематографичную, раскадровку.

Что еще должно быть?

  • локации (если брать приведенный выше пример, то это поселения этапа, находящиеся по Сибирскому тракту, пункты отдыха на этапах);
  • имена — в художественном, а не конкретно-историческом рассказе лучше не брать имена реальных личностей, а придумать (если брать тот же пример, то сообразно действующих персонажей назвать любыми дворянскими именем-фамилией, не вызывающими ассоциаций, но в рассказе упомянуть реальных исторических лиц — это придаст достоверности) или воспользуйтесь нашем .

Как написать рассказ?

Само написание рассказа не так наполнено нюансами, как подготовка, тут уже территория творчества, но нюансы эти все же есть.

Во-первых, если вы взялись писать рассказ, то пишите его каждый день. Подберите для написания время, когда сможете посвятить написанию не меньше 3-4 часов в день. Но, особенно по началу, не следует писать сутками. Хорошие мысли покидают уставшую голову, поэтому занимайтесь учебой, работой, домашними делами или просто гуляйте, но держите наготове блокнот или ноутбук, чтобы записать неожиданный и интересный ход — пока вы занимаетесь сторонними делами мозг не перестает работать над произведением. Возникшие в течение дня мысли отсортировывайте, не все они обязательно подойдут вашему рассказу.

Во-вторых, пытайтесь не использовать заезженных, всем поднадоевших ходов в плане сюжета и языка. Самый известный штамп сюжета — это, пожалуй, дождь, который льет когда главному герою грустно. Возможно такой ход был интересным, когда был использован впервые, а теперь уже является примером дурного вкуса. Речевые штампы работают также. Когда-то сказанное было хорошо и красиво, но потом это повторили тысячи раз и очарование словесного образа разрушилось, оставив только непонимание, почему у главного героя подбородок обязательно «волевой», слезы исключительно «скупые» и можно ли этого как-то избежать.

Рассказом является история среднего размера. Написание романа может быть Геркулесовым трудом, тогда как короткий рассказ может написать, а главное закончить, практически каждый. Это не значит, что рассказы легко писать, или что их художественная ценность меньше, чем романа. Хорошо написанный рассказ производит не меньшее впечатление, чем роман. В этой статье излагается несколько практических советов, которые добавят вам вдохновения и помогут при написании коротких рассказов.

Часть 1: написание короткого рассказа

1.1
Собирайте идеи для рассказов. Носите с собой блокнот для записи идей, так как вдохновение может снизойти в любое время.
o Чаще всего, в голову вам будут приходить лишь небольшие обрывки информации, например, несчастный случай, на котором можно построить сюжет, имя персонажа или внешность, и.т.д. Но, иногда, вы сможете за минуты создать всю историю целиком.
o Если у вас нет вдохновения или вам необходимо написать рассказ быстро (например, для школы), попробуйте использовать мозговой штурм. Если вы все еще топчитесь на месте, возможно, придется обратится за советом к семье или друзьям.
o Хорошие сюжеты приходят с опытом. Множество историй Айзека Азимова основаны на личном опыте.

1.2.Начнем с основ короткого рассказа. После того, как вы выбрали идею, вы должны помнить об основах рассказа. Вот пошаговая инструкция хорошего рассказа:
Введение: главные лица, место действия, время, погода, и т.д.
Первичное действие: что послужило началом.
Развитие сюжета: события, ведущие к кульминации или поворотному моменту.
Кульминация: наиболее интенсивный, поворотный момент истории.
Завершение действия: заключение истории.
Развязка: окончание истории с решением центрального конфликта или нет. Вам нет необходимости писать рассказ по указанному порядку. Если у вас есть идея для окончания, запишите ее. Оттолкнитесь от начальной идеи (не обязательно начало истории), и спросите себя: "Что будет дальше?" Или "Что было до этого?"

1.3.Вдохновляйтесь окружающими людьми. Если вы затрудняетесь понять или описать героя, посмотрите вокруг. Вы можете легко заимствовать черты знакомых и не знакомых вам людей.
Например, вы заметили кого-то, кто всегда пьет кофе, говорит громким, зычным голосом, всегда печатает на компьютере, и т.д. Все эти черты, даже нескольких людей, могут создать интересный персонаж.

1.4. Знайте своего персонажа. Чтобы история была правдоподобной, персонажи должны быть правдоподобными и реалистичными. Создать интересный и реалистичный персонаж достаточно трудно. Вот несколько советов по созданию "реальных людей" для ваших рассказов:
Составьте полное описание персонажа, начиная от его положения, заканчивая любимым цветом. Необходимо знать как можно больше о ваших персонажах, от их мотивации до любимых блюд. Они говорят с акцентом? У них есть специфические манеры? Вы не будете включать всю эту информацию в свою историю, но, чем больше вы знаете, тем больше ваши персонажи оживут и для вас, и для читателя.
Ваш персонаж не должен быть совершенным. У каждого персонажа должны быть недостатки, проблемы, неуверенности. Возможно, вам кажется, что люди не любят, когда у героя множество недостатков, но это далеко от истины. Бэтмен не был бы Темным рыцарем, если бы он не был социопатом.
Люди отождествляют себя с проблематичными персонажами, потому что они реалистичны. Нет необходимости награждать персонажа нереальными и странными чертами, хотя, конечно, вы можете это сделать. В основном, старайтесь придерживаться вещей, которые вы знаете. Например, персонаж может быть нервным, бояться воды, быть одиноким, не любить других людей, слишком много курить и т.д.

1.5. Не делайте рассказ слишком пространным. В романе действие может длиться в течение миллионов лет и объединить множество сюжетных линий, различных мест и армию второстепенных персонажей. Основные события рассказа должны происходить в течение короткого периода времени (дней или минут); и вы не сможете развить более одной сюжетной линии, двух-трех главных героев и одного действия. Если ваша история слишком длинная, то, скорее всего, это уже повесть или роман.

1.6. Кто рассказывает историю. Существуют три основные варианта: от первого лица (“я”), второго лица ("ты") и третьего лица ("он" или "она"). В первом варианте рассказчик - сам персонаж, во втором - читатель, а в третьем - повествует посторонний рассказчик. Повествования от второго лица используются редко.
Имейте в виду, что рассказы от первого лица ограничены, так как повествуют только о том, что они знают, а от третьего лица можно знать все, описать мысли каждого персонажа, или ограничиться наблюдением.
Можно также объединять. Например, можно переключаться между повествованием от первого лица в одной главе и от третьего лица в другой, или даже иметь несколько повествователей от первого лица. Прекрасным примером является рассказ «Расемон», Акутагава Рюноскэ, который позже был экранизирован под именем Акиры Курасава.

1.7. Важна организованность мыслей. После подготовки основных элементов рассказа, полезно набросать временную шкалу, чтобы решить, что когда должно произойти.
Историю, по крайней мере, должны составлять введение, первоначальное действие, развитие, кульминация, заключающее действие и развязка. Можно вести записи с очень простым описанием того, что должно произойти в каждом из этих этапов. Это поможет вам сфокусироваться при написании истории, а также легко вносить изменения и придерживаться основной линии сюжета.

1.8. Начните писать. В зависимости от того, насколько тщательно вы наметили сюжет и персонажей, сам процесс написания может быть лишь подбором правильных слов.
Однако, в целом, написание трудоемкий процесс. Скорее всего, вы не будете досконально знать своих персонажей и сюжет, но это не важно, так как они сами скажут вам, что им нужно, даже если вы загоните их в угол. Кроме того, всегда можно воспользоваться вторым черновиком.

1.10. Продолжайте писать. Почти наверняка вам пришлось столкнуться с трудностями на пути к завершению рассказа. Не стоит из-за этого останавливаться. Планируйте работу над рассказом, а также норму (например, страница в день) на каждый день. Даже, если вам придется выбросить то, что написали в этот день, вы работали над рассказом, а это окажет положительное влияние в долгосрочной перспективе.
Подумайте об участии в семинарах или практических занятиях для писателей. Очень хорошим занятием для писателей является "Месяц написания романа" (NaNoWriMo). Ежегодно, с 1 по 30 ноября вам нужно написать роман на, по крайней мере, 50 000 слов. Великолепие и качество не имеют значения, так как цель - написание. Для дополнительной информации смотрите ссылки.

11. Пусть ваша история пишется сама. По мере написания рассказа, вы можете направить сюжет в другом направлении, чем планировали ранее, или вы можете существенно изменить или удалить действующее лицо. Прислушивайтесь к персонажам, если они говорят вам сделать что-то другое, возможно, это то, что вам надо.

Часть 2: редактирование короткого рассказа

2.1. Перечитывайте и редактируйте. Когда вы закончите рассказ, перечитайте его и исправьте автоматические, логические и семантические ошибки. В общем, убедитесь, что действие, персонажи и их проблемы вводятся в рассказ и решаются соответствующим образом.
Если у вас есть время, перед редактированием отложите рассказ на несколько дней или недель. Отдалитесь от рассказа, так вы сможете оценить его более четко при редактировании.

2.2. Обратитесь за вторым мнением. Попросите родственника или друга, которому вы доверяете, просмотреть законченный рассказ и внести свои коррективы или предложения. Попросите их высказать реальное мнение о рассказе. Дайте им время, чтобы прочитать и обдумать рассказ, а также дайте им копию рассказа, на которой они смогут делать пометки.
Учитывайте все полученные комментарии, а не только те, которые нравятся. Поблагодарите за прочтение рассказа и не спорьте с полученным мнением.
Включите все поправки, редакции и предложения, которые вы считаете нужными. Рассказ будет лучше с учетом конструктивной критики, но вы не должны следовать всем полученным советам, так как не все будут хорошими. Это ваш рассказ, и последнее слово за вами.

2.3. Не сдавайтесь. Вы можете разочароваться, столкнувшись с проблемами. Вы можете выдохнуться, рассердиться на персонажей, и почувствовать вину, убив любимого героя.
Знайте, что, скорее всего, вы усомнитесь в своих писательских способностях рано или поздно. Это абсолютно нормально. Вы будете чувствовать, что не стоит продолжать и лучше отказаться и пойти работать официантом. Когда возникают подобные мысли, они легко могут взять верх и заставить вас бросить писать.
Одна из самых трудных задач писателя - перебороть подобные чувства и продолжить писать. Если у вас появились сомнения, вы устали или вам надоело, прекратите писать! Вы можете встать, погулять, перекусить, посмотреть телевизор, или сделать что-нибудь, чтобы расслабиться. Когда вернетесь, приступайте со свежей головой. Возможно, у вас все еще не появилось желание писать, тогда напомните себе о хороших сторонах вашего рассказа, об удачном абзаце, хорошо продуманном диалоге, интересном персонаже, и поздравьте себя. Вы делаете то, чего большинство людей не способны делать.
Если кто-то еще читал ваш рассказ, то он также может служить источником поддержки. Просто скажите себе, что вы закончите рассказ, потому что вы этого хотите. Не имеет значения, если это не самый лучший в мире рассказ; будут и другие. Если ваша цель - закончить рассказ, то сделайте это.

2.4. Читайте! Ничто не может поможет вам научиться писать хорошие рассказы лучше, чем чтение хороших рассказов. Обратите внимание на стиль и лаконичность письма.
Чтение различных авторов и стилей помогут научиться применять разные голоса для каждой истории и расширить свой творческий потенциал. Обратите внимание, как авторы описывают персонажей, составляют диалоги и структурируют линии сюжета. Вот несколько советов:
"Я, робот" Исаака Азимова.
"Ступени" Ежи Косински.
"Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса" Марка Твена.
"Тайная жизнь Уолтера Митти" Джеймса Тербера.
"И грянул гром" Рэя Брэдбери.
"Три вопроса" Льва Толстого.
"Горбатая гора" Энни Пру.
"Мечтают ли андроиды об электроовцах" Филипа К. Дика.

Примечание: многие из этих рассказов были экранизированы или стали основой других знаменитых произведений. Например, научно-фантастический рассказ «И грянул гром», повторно опубликовался рекордное количество раз и знакомит нас с "эффектом бабочки". Истории Филиппа К. Дика реализовались в «Бегущий по лезвию» («Мечтают ли андроиды об электроовцах»), «Вспомнить все» («Мы можем вспомнить все для вас оптом»), «Особое мнение» («Особое мнение»), «Помутнение» («Помутнение») и во многих других.

*******Советы*********

Концовка рассказа может быть захватывающей. Что на самом деле случилось с Дугласом Куэйл (Куэйд) в конце «Мы можем вспомнить все для вас оптом» («Вспомнить все»)?
Создайте свой собственный стиль. С практикой в ваши произведения придет ваш уникальный голос. Вы можете начать с подражания другим писателям или определенному жанру. В конце концов, нужно просто писать, и у вас появится свой голос.
В рассказе должно быть не менее двух временных линий. Существует порядок, в котором происходили события, и есть порядок, в котором вы преподносите события читателям. Временные линии не обязательно должны совпадать.
Если у вас не получается мозговой штурм, попробуйте нарисовать схему или таблицу; создайте около пяти основных предложений для вашего рассказа. Поможет также в течении 5-30 минут писать все, что приходит в голову.
Разомните извилины (мозговой штурм), прежде чем начинать писать.
Если вам хочется прекратить писать конкретную историю, убедитесь, что для этого есть очень веские основания, а не только оправдания. Если у вас временная заминка, работайте дальше. Иногда, вам может придти гораздо более удачная идея. Вы можете начать работу над новой идеей, но если такое будет повторятся, то это создаст сложности, так как, в конце концов, у вас окажется много начатых, и ни одного оконченного, рассказа.
Если существует какая-то песня или мелодия, способная настроить вас на нужный лад, включите музыку.
Возможно, у вас нет желания разминаться перед написанием рассказа. Очень многие писатели пропускают данный этап. Тем не менее, это всем рекомендуется сделать хотя бы один раз в жизни. Также, вы вряд ли сумеете написать хороший рассказ без планирования.
Убедитесь, что рассказ заканчивается в правильном месте. Все читатели ненавидят книги, которые уже должны закончиться, но затягиваются еще один-другой параграф.
Тщательно продумывайте все элементы истории, например, главный персонаж, место действия, период времени, жанр, второстепенные персонажи, враги и конфликты, и сюжет.
Если что-то пришло в голову, например, о доме, или о вашей собаке, запишите это и обработайте идею. Это срабатывает почти всегда.
Можете писать о каком-то событии в прошлом или фантазии. Если вы пишите о реальном событии из своего прошлого, то, возможно, вы захотите немного приукрасить его и сделать более захватывающим. Главного героя можно срисовать с себя или со своих друзей и близких. Но будьте осторожны, потому что реальные люди не на столько динамичны, как выдуманные персонажи.
Проводите исследования. Если вы пишите про 1950-е, то поинтересуйтесь тенденциями того времени, например, семейные отношения, одежда, сленг и.т.д. Если вы будете писать без подобной информации, то рассказ получится любительский, а вы дождетесь многочисленной критики от людей, знающих те времена.
Не перенапрягайтесь. Если у вас нет ни одной идеи, займитесь чем-нибудь еще. Вернитесь к рассказу через несколько часов или на следующий день, после хорошего отдыха, и вы удивитесь, на что вы способны.
У вас нет друзей или родственников, способных дать честную оценку вашему рассказу? Попробуйте вступить в писательскую группу, где вы сможете получить советы, рекомендации и, будем надеяться, качественную критику. Скорее всего, их можно найти в местном клубе, но существуют также и он-лайн группы.
Не забудьте про формат. В этом нет особой необходимости, пока вы не показываете рассказ другим людям. Например: рассказ выровнен по центру? Есть главы? Отличаются ли шрифты? Есть параграфы? Вы отступаете в начале каждого абзаца? Все вышеперечисленное - просто идеи, которые помогут придать лучший внешний вид рассказу перед его демонстрацией другим людям.
Предупреждения
Не расстраивайтесь. Если вы пытаетесь опубликовать ваш рассказ, то, скорее всего, вам откажут. Отказ является большой частью бытия писателя, иногда это оправдано, а иногда нет. Гордитесь тем, что вы закончили рассказ и пишите еще, если вам это нравится.
Короткие рассказы - самый трудный вид фантастики. Вы должны сделать то же, что и в романе (ввести действующих лиц, создать конфликт, разработать персонажи, разрешить конфликт) на двадцати или тридцати страницах. Уважайте жанр. Это не легко.
Не забывайте об орфографии и грамматике. Покажите читателям, что вы знаете, что делаете. По крайней мере, пропустите рассказ через проверку орфографии и грамматики. Возможно, программа найдет не все ошибки, но их станет меньше.
Сама идея не защищена авторским правом, защищено лишь выражение идеи. Кроме того, существует много вариантов развития событий. Не стесняйтесь основываться на общих чертах шедевров, все писатели так поступают.
Не слишком гордитесь своим рассказом, так как вы можете сильно разочароваться, получив отказ на публикацию. Будьте профессионалом и не отождествляйте себя с рассказом.
Не ленитесь писать. Не заканчивайте рассказ так, чтобы читатель был в заблуждении. Захватывающие концовки приемлемы в случае, если вы планируете написать продолжение, либо, как в случае с «Мы можем вспомнить все для вас оптом», захватывающая концовка является неотъемлемый частью всего рассказа.

*******КАК ЗАКОНЧИТЬ КОРОТКИЙ РАССКАЗ********

Короткие рассказы (при условии, что они отлично написаны) представляют собой маленькие освежающие лакомства, которые могут помочь вам сбежать от повседневной рутины без необходимости обязательного прочтения огромного романа. Если вы уже проработали основу своего рассказа и не знаете что делать дальше, то вспомните о том, что даже самые лучшие писатели порой сталкивались с такими же трудностями.

1.1. Перечитайте все то, что вы уже успели написать. Это поможет освежить вашу память и позволит определить, что у вас уже есть и что еще необходимо добавить. Задайте себе несколько вопросов во время чтения:
Какова цель этого рассказа? Иными словами, что вы хотите, чтобы ваши читатели осознали в результате его прочтения?
Вы хотите сделать резкое или неожиданное окончание? Желаете оставить концовку неопределенной, незавершенной? Или вы хотели бы закончить свой рассказ самой счастливой развязкой, которая только может быть?

1.2. Подумайте к какому жанру принадлежит написанный вами рассказ. Это литературная фантастика? Научная фантастика? Роман? Жанр вашего рассказа может помочь вам определить наиболее подходящий финал. Окончание должно быть связано с тем, что пообещала читателям остальная часть вашего рассказа.
Если вы не уверены в том, какое окончание является типичным для выбранного жанра, то обратите внимание на какого-нибудь популярного автора (например на Стивена Кинга (ужасы) или Фланнери О"Коннор (литературная фантастика)) и прочитайте несколько его произведений. Вы можете многому научиться просто изучив развязки в произведениях других авторов.

1.3. Проработайте структуру своего рассказа. Напишите короткие описательные фразы, обобщающие каждую сцену и важные поворотные моменты. Например: "Леонид отправляется в магазин за хлебом, но вскоре обнаруживает, что забыл бумажник дома; он возвращается и встречает на своем крыльце незнакомца". Такая схема поможет установить "скелет" рассказа: что именно и с кем конкретно происходит и так далее – все это пригодятся во время принятия решения о концовке.

Часть 2: Перенесите свой рассказ на бумагу

Проработайте возможные идеи с помощью техники мозгового штурма. На этом этапе совершенно не нужно стремиться получить полностью законченные и выверенные предложения. Ваша цель заключается в проработке множества возможностей, поэтому записывайте любые свои идеи, независимо от того, насколько не конкретными, глупыми или нетрадиционными они могут показаться на первый взгляд. Для генерации идей существует много разных возможностей, поэтому стоит попробовать несколько вариантов и посмотреть, какой лучше всего подходит для вас!

2.1. Возможно, вам было бы полезно нарисовать "ментальную карту," либо карандашом на бумаге, либо на компьютере. Начните с того, что вам хорошо известно (с персонажей, событий, мест действий) и назначьте каждому элементу отдельный овал. Начните добавлять детали и вопросы, прорисовывая соединительные линии между овалами так, чтобы продемонстрировать связи между идеями.
Вы также можете попробовать записывать некоторые ключевые слова на карточках или маленьких листочках бумаги. Попрактикуйтесь располагать эти карточки в различных комбинациях и оцените, нравятся ли вам другие варианты!
Проверьте, что у вас получилось. Подумаете о своих идеях, снова взгляните на темы, образы, повторяющиеся аспекты. Есть ли среди них такие идеи или персонажи, которые кажутся наиболее важными? Скорее всего, в концовке придется проработать именно их.

2.2. Если при выборе вектора развития у вас возникают вопросы, то попробуйте сделать перечень всего того, чего хотят ваши персонажи. Персонажи с сильными амбициями или потребностями привлекают внимание аудитории. Однажды известный автор Курт Воннегут сказал: "каждый персонаж должен хотеть чего-то, даже если это всего лишь стакан воды". Спросите себя: получили ли персонажи желаемое? Что может произойти в дальнейшем, если учесть текущие обстоятельства, в которых оказались персонажи?
Если у вас все еще не получается концовка, то попробуйте понять, какие именно проблемы или темы затронуты в вашем рассказе. Если проблема все еще существует, то ответьте на вопрос: как ее можно решить? (Вы можете придумать что-нибудь похожее на книги о Гарри Поттере: если проблема заключается в том, Волдеморт хочет захватить власть над миром, то какой тогда должна быть развязка?)

2.3. Изложите материал в свободной письменной форме. После того как вы выбрали в каком направлении должен развиваться ваш рассказ, а также выработали несколько идей, присаживайтесь и просто записывайте без остановок в течение 30 минут или около того. Попробуйте полностью написать концовку, но при этом не беспокойтесь о грамотности составленных предложений или об исправлении орфографических ошибок. Сосредоточьтесь на представлении своих идей в упорядоченном виде.
Возможно, вы обнаружите, что полезно было бы заводить будильник. После того как ваше время истечет, делайте перерыв, а затем возвращайтесь к тому что написали.
Выберите себе тихое место, где вы не будете отвлекаться и сможете спокойно сосредоточиться на написании.
Попробуйте писать в течение 30 минут без остановки на редактирование. То, что у вас получится, скорее всего, будет иметь не привлекательный вид, однако, все-таки полезно получить в письменном виде всю идею целиков, без нарушения потока мысли.

Часть 3. Соберите всё воедино

3.1. Выберите лучшие идеи из тех, что были сгенерированы с помощью техники мозгового штурма и записаны в свободной форме. Проследите за тем, что бы ваши идеи согласовывались с остальной частью написанного рассказа. Например, счастливая концовка может подойти для романтического рассказа, но, скорее всего, она не подойдет для истории ужасов.

3.2. Сравните возможный финал с сюжетной схемой, которую вы разработали в части 1. Убедитесь, что выбранное вами окончание рассказывает вашим читателям о том, что они хотят знать. Не оставляйте темы в “подвешенном” состоянии. Например, если в середине рассказа один из ваших персонажей собирался сделать операцию, то ваши читатели, скорее всего, хотят знать, как она прошла.

3.3. Уважайте своего читателя. Писатель Курт Воннегут советовал "использовать время незнакомца таким образом, что бы человек не почувствовал, что он потратил время зря". Такие окончания как "все было как в сказке" или "они умерли все вместе", как правило, не подходят, так как они почти никогда не разрешают конфликтных ситуаций или не обеспечивают корректного логического завершения, а это может заставить вашего читателя почувствовать, что он был обманут.
Избегайте финалов типа deus ex machine (неожиданное спасение), в буквальном смысле это означает "Бог в машине". В таких концовках (для того чтобы помочь персонажу преодолеть препятствие) что-то случается в самый последний момент: например, детектив в увлекательном рассказе решает свою задачу только благодаря звонку от таинственного человека, который знает ответы на все вопросы.

3.4. Убедитесь, что ваша концовка соответствует внутренней логике, которую вы установили в рассказе. Старайтесь не "менять правила" для читателя. Так, например, если ваша героиня никогда не хотела выходить замуж, но в конце рассказа она все же меняет свое мнение, то проследите за тем, что бы причины такого решения прослеживались на протяжении всего рассказа, а не возникали просто так из неоткуда.

3.5. Описывайте заключительные события с помощью сжатых предложений. Например: "Марина подошла к шкафу; прислушалась к шуму внутри; пытаясь преодолеть свой страх, она вдруг схватила ручку и открыла дверцу, из шкафа выбежала мышка, и Марина рассмеялась....". Таким образом, вы будете точно знать, что происходит. Вы еще вернетесь к работе над текстом и “сгладите” речевые обороты в части 4.
Следите за объемом. Хорошая концовка должна быть пропорциональна остальной части рассказа.

Часть 4: Исправление речевых оборотов

4.1. Добавьте описательное повествование в тот текст, который вы только что написали. Сосредоточьте внимание на конкретных и значимых подробностях. В приведенном выше примере, вы можете описать то, на что был похож шум, что в соответствии с представлением Марины могло находиться в шкафу, который вселял в нее страх.

4.2.Перечитайте окончание. Убедитесь в том, что вы предоставили достаточно информации о мыслях и чувствах своих героев, об отношениях между ними. В приведенном выше примере концовка может подсказать, что Марина просто боялась самого страха как такового, а увидев мышь, она осознала свою собственную глупость.

4.3 Перечитайте весь рассказ с начала до конца. Убедитесь, что в нем сохранена последовательность; вы же не хотите получить рассказ, в одной из частей которого мало что описывается, в то время как в других частях описания пестрят самыми мельчайшими подробностями.

4.4.. Выполните "полномасштабное редактирование" всего рассказа. На данном этапе вы можете добавить все финальные штрихи и внести изменения для того, чтобы сделать ваш рассказ еще более удобочитаемым. Тщательно подкорректируйте все ошибки, проследите за тем, что бы все было грамматически правильно, а также устраните любые неясности или неточности в самом изложении.

4.5. Покажите свой рассказ другу! В связи с тем, что вы потратили много времени и усилий для написания рассказа, то ваши взгляды могут отличаться от мнения других читателей. Когда ваш друг прочитает рассказ, то он, возможно, укажет вам на какие-то моменты, которые могут показаться запутанным или неуместным для большинства читателей. Вам, наверняка, также будет приятна поддержка вашего друга, когда он скажет вам, что в восторге от вашего произведения!

********Советы*******

Иногда, когда вам трудно генерировать новые идеи, можно выстроить паутину связей между персонажами. Нарисуйте линии между парой персонажей, а затем представьте себе, как они могли бы узнать друг друга.
Не судите себя слишком строго. Для написания нужна практика! Расслабьтесь и получайте удовольствие.

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ . В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший ). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо» ). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка , написание, редактирование . Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана . Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью « », в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа . Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки ». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов . Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье " " .

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи », «алая кровь », «скупая мужская слеза », «суровый взгляд отца » и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская » и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!