Биография тютчева. Жизнь и творчество Тютчева

Родился Федор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии.

В биографии Тютчева начальное образование было получено дома. Он изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем он обучался в университете Москвы на отделении словесности.

Окончив университет 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Впоследствии поэт проводит за границей 22 года. Там же была встречена большая и самая главная в жизни любовь Тютчева – Элеонора Петерсон. В браке у них родилось три дочери.

Начало литературного пути

Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 года. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века.
Второй период творчества писателя (20е – 40е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной.

Возвращение в Россию

Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в этот период не выходят в печать, а произведения свои он пишет в основном на политическую тематику.
Биография Федора Тютчева в конце 1860-х годов была неудачной как в личной жизни, так и в творческой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева, кратко говоря, не получил большой популярности.

Смерть и наследие

Беды сломили его, здоровье ухудшилось, а 15 июля 1873 года Федор Иванович умер в Царском Селе. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы – одна из самых распространенных лирике поэта. Так пейзажи, динамичность, многоликость как будто живой природы показаны в таких произведениях Тютчева: «Осень», «Весенние воды», «Чародейкою зимою», а также многих других. Изображение не только природы, но и подвижность, мощь потоков наряду с красотой воды на фоне неба показана в стихотворении Тютчева «Фонтан».

Любовная лирика Тютчева является еще одной важнейшей тематикой поэта. Буйность чувств, нежность, напряженность проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвященных Е. Денисьевой, возлюбленной поэта).
Стихотворения Тютчева, написанные для детей, входят в школьную программу и изучаются учащимися разных классов.

Тест по биографии

Пройдите тест – проверьте, хорошо ли вы знаете краткую биографию Тютчева.

Имя: Федор Тютчев (Fedor Tyutchev)

Возраст: 69 лет

Деятельность: поэт, публицист, политический деятель, дипломат, переводчик

Семейное положение: был женат

Федор Тютчев: биография

Яркий представитель золотого века русской поэзии Федор Тютчев умело заключал свои мысли, желания и чувства в ритмику четырехстопного ямба, позволяя читателям прочувствовать всю сложность и противоречивость окружающей их действительности. По сей день стихотворениями поэта зачитывается весь мир.

Детство и юность

Будущий поэт родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Федор – средний ребенок в семье. Кроме него у Ивана Николаевича и его жены Екатерины Львовны было еще двое детей: старший сын – Николай (1801–1870 год) и младшая дочь – Дарья (1806–1879 год).


Писатель рос в спокойной благожелательной атмосфере. От матери он унаследовал тонкую душевную организацию, лиричность и развитое воображение. В сущности, высоким уровнем духовности обладала вся стародворянская патриархальная семья Тютчевых.

В 4-летнем возрасте к Федору был приставлен Николай Афанасьевич Хлопов (1770–1826 год) – крестьянин, который выкупился из крепостной зависимости и на добровольных началах поступил на службу к благородной чете.


Грамотный, благочестивый мужчина не только снискал уважение господ, но и стал для будущего публициста другом и товарищем. Хлопов был свидетелем пробуждения литературного гения Тютчева. Случилось это в 1809 году, когда Федору едва исполнилось шесть лет: во время прогулки в роще близ сельского кладбища он наткнулся на мертвую горлицу. Впечатлительный мальчик устроил птице похороны и сочинил в ее честь эпитафию в стихах.

Зимой 1810 года глава семейства осуществил заветную мечту супруги, купив просторный особняк в Москве. Туда Тютчевы уезжали на время зимних холодов. Семилетнему Федору очень нравилась его уютная светлая комната, где ему никто не мешал с утра до ночи читать стихи , Дмитриева и Державина.


В 1812 году мирный распорядок московской знати нарушила Отечественная война. Как и многие представители интеллигенции, Тютчевы незамедлительно покинули столицу и уехали в Ярославль. Там семейство оставалось вплоть до окончания военных действий.

По возвращении в Москву Иван Николаевич и Екатерина Львовна приняли решение нанять учителя, который смог бы не только обучить их детей основам грамматики, арифметики и географии, но и привить неусидчивой ребятне любовь к иностранным языкам. Под чутким руководством поэта и переводчика Семена Егоровича Раича Федор изучал точные науки и знакомился с шедеврами мировой литературы, проявляя неподдельный интерес к античной поэзии.


В 1817 году будущий публицист в качестве вольнослушателя посещал лекции именитого литературного критика Алексея Федоровича Мерзлякова. Профессор заметил его незаурядный талант и 22 февраля 1818 года на заседании Общества любителей Российской словесности зачитал оду Тютчева «На новый 1816 год». 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт был удостоен звания члена Общества, а через год в печати появилось его стихотворение «Послание Горация к Меценату».

Осенью 1819 года подающий надежды юноша был зачислен в Московский университет на факультет словесности. Там он подружился с молодыми Владимиром Одоевским, Степаном Шевыревым и Михаилом Погодиным. Университет Тютчев окончил на три года раньше положенного срока и выпустился из учебного заведения со степенью кандидата.


5 февраля 1822 года отец привез Федора в Петербург, а уже 24 февраля восемнадцатилетний Тютчев был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином губернского секретаря. В Северной столице он жил в доме своего родственника графа Остерман-Толстого, который впоследствии выхлопотал ему должность внештатного атташе российской дипломатической миссии в Баварии.

Литература

В столице Баварии Тютчев не только изучал романтическую поэзию и немецкую философию, но и переводил на русский язык произведения и . Собственные стихи Федор Иванович публиковал в российском журнале «Галатея» и альманахе «Северная лира».


В первое десятилетие жизни в Мюнхене (с 1820 по 1830 год) Тютчевым были написаны самые знаменитые его стихи: «Весенняя гроза» (1828 год), «Silentium!» (1830 год), «Как океан объемлет шар земной…» (1830 год), «Фонтан» (1836 год), «Зима не даром злится…» (1836 год), «Не то, что мните вы, природа...» (1836 год), «О чем ты воешь, ветр ночной?..» (1836 год).

Известность пришла к поэту в 1836, когда в журнале «Современник» под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» были опубликованы 16 его произведений. В 1841 году Тютчев познакомился с Вацлавом Ганкой – деятелем чешского национального возрождения, оказавшего на поэта большое влияние. После этого знакомства идеи славянофильства получили яркое отражение в публицистике и политической лирике Федора Ивановича.

С 1848 года Федор Иванович состоял на должности старшего цензора. Отсутствие поэтических публикаций не помешало ему стать заметной фигурой в санкт-петербургском литературном обществе. Так, Некрасов восторженно отзывался о творчестве Федора Ивановича и ставил его в один ряд с лучшими поэтами-современниками, а Фет использовал произведения Тютчева в качестве доказательства существования «философской поэзии».

В 1854 году писатель выпустил в свет свой первый сборник, в который вошли как старые стихотворения 1820–1830-х, так и новые творения литератора. Поэзия 1850-х годов была посвящена молодой возлюбленной Тютчева – Елене Денисьевой.


В 1864-ом муза Федора Ивановича умерла. Публицист очень болезненно переживал эту потерю. Спасение он нашел в творчестве. Стихи «Денисьевского цикла» («Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моем страдальческом застое...», «Накануне годовщины 4 августа 1865 года», «О, этот Юг, о, эта Ницца!..», «Есть в осени первоначальной…») – верх любовной лирики поэта.

После Крымской войны новым министром иностранных дел России стал Александр Михайлович Горчаков. Представитель политической элиты уважал Тютчева за его прозорливый ум. Дружба с канцлером позволила Федору Ивановичу влиять на внешнюю политику России.

Славянофильские взгляды Федора Ивановича продолжали укрепляться. Правда, после поражения в Крымской войне в четверостишье «Умом Россию не понять…» (1866 год) Тютчев начал призывать народ не к политическому, а к духовному объединению.

Личная жизнь

Люди, не знающие биографию Тютчева, бегло ознакомившись с его жизнью и творчеством, посчитают, что русский поэт был натурой ветреной, и будут совершенно правы в своем умозаключении. В литературных салонах того времени об амурных похождениях публициста слагали легенды.


Амалия Лерхенфельд, первая любовь Федора Тютчева

Первой любовью литератора была внебрачная дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III – Амалия Лерхенфельд. Красотой девушки восхищались и , и , и граф Бенкендорф. Ей было 14 лет, когда она познакомилась с Тютчевым и сильно им увлеклась. Взаимной симпатии оказалось мало.

Юноша, живущий на деньги родителей, не мог удовлетворить всех запросов требовательной барышни. Любви Амалия предпочла материальное благосостояние и в 1825 году вышла замуж за барона Крюднера. Известие о свадьбе Лерхенфельд настолько потрясло Федора, что посланник Воронцов-Дашков, дабы избежать дуэли, отправил горе-кавалера в отпуск.


И хотя Тютчев подчинился судьбе, душа лирика на протяжении всей его жизни изнывала от неутолимой жажды любви. На короткий промежуток времени его первой жене Элеоноре удалось потушить бушующий внутри поэта огонь.

Семья росла, одна за другой рождались дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Денег катастрофически не хватало. При всем уме и проницательности Тютчев был лишен рассудочности и холодности, из-за чего продвижение по службе шло семимильными шагами. Федора Ивановича тяготила семейная жизнь. Обществу детей и супруги он предпочитал шумные компании друзей и светские интрижки с дамами из высшего общества.


Эрнестина фон Пфеффель, вторая жена Федора Тютчева

В 1833 году на балу Тютчев был представлен своенравной баронессе Эрнестине фон Пфеффель. Об их романе говорил весь литературный бомонд. Во время очередной ссоры измученная ревностью жена в порыве отчаяния схватила кинжал и ударила себя в область груди. К счастью, ранение оказалось не смертельным.

Несмотря на скандал, разразившийся в прессе, и всеобщее порицание со стороны общественности, расстаться с любовницей писатель не сумел, и только смерть законной супруги расставила все по своим местам. Через 10 месяцев после кончины Элеоноры поэт узаконил свои отношения с Эрнестиной.


Судьба сыграла с баронессой злую шутку: женщина, разрушившая семью, на протяжении 14 лет делила законного мужа с молодой любовницей – Денисьевой Еленой Александровной.

Смерть

В середине 60-х–начале 70-х годов Тютчев небезосновательно начал сдавать позиции: в 1864 году скончалась возлюбленная литератора – Денисьева Елена Александровна, через два года не стало матери творца – Екатерины Львовны, в 1870 году умерли горячо любимый брат писателя Николай и его сын Дмитрий, а через три года в мир иной отправилась дочь публициста Мария.


Вереница смертей негативно сказалась на здоровье поэта. После первого удара паралича (1 января 1873 года) Федор Иванович уже почти не поднимался с постели, после второго – прожил несколько недель в мучительных страданиях и скончался 27 июля 1873 года. Гроб с телом лирика был перевезен из Царского Села на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербург.

Литературное наследие легенды золотого века русской поэзии сохранилось в сборниках стихов. Помимо прочего, в 2003 году по мотивам книги Вадима Кожинова «Пророк в своем отечестве Федор Тютчев» был снят сериал «Любовь и правда Федора Тютчева». Режиссером киноленты выступила дочь . Российской аудитории она знакома по роли в фильме «Солярис».

Библиография

  • «Арфа Скальда» (1834 год);
  • «Весенняя гроза» (1828 год);
  • «День и ночь» (1839 год);
  • «Как неожиданно и ярко…» (1865 год);
  • «Ответ на адрес» (1865 год);
  • «Итальянская villa» (1837 год);
  • «Я знал ее еще тогда» (1861 год);
  • «Утро в горах» (1830 год);
  • «Пожары» (1868 год);
  • «Смотри, как роща зеленеет…» (1857 год);
  • «Безумие» (1829 год);
  • «Сон на море» (1830 год);
  • «Успокоение» (1829 год);
  • «Encyclica» (1864 год);
  • «Рим ночью» (1850 год);
  • «Кончен пир, умолкли хоры...» (1850 год).

Биография

Тютчев Федор Иванович - известный поэт, один из самых выдающихся

Представителей философской и политической лирики. Родился 23 ноября 1803 г. в селе Овстуг, Брянского уезда Орловской губернии, в родовитой дворянской семье, зимою жившей в Москве открыто и богато. В доме, «совершенно чуждом интересам литературы и в особенности русской литературы», исключительное господство французского языка уживалось с приверженностью ко всем особенностям русского стародворянского и православного уклада. Когда Тютчеву шел десятый год, в воспитатели к нему был приглашен С. Е. Раич, пробывший в доме Тютчевых семь лет и оказавший большое влияние на умственное и нравственное развитие своего воспитанника, в котором он развил живой интерес к литературе. Превосходно овладев классиками, Тютчев не замедлил испытать себя в поэтическом переводе. Послание Горация к Меценату, представленное Раичем обществу любителей российской словесности, было прочтено в заседании и одобрено значительнейшим в то время московским критическим авторитетом - Мерзляковым; вслед за тем произведение четырнадцатилетнего переводчика, удостоенного звания «сотрудника», было напечатано в XIV части «Трудов» общества. В том же году Тютчев поступил в Московский университет, то есть стал ездить на лекции с воспитателем, а профессора сделались обычными гостями его родителей. Получив в 1821 году кандидатскую степень, Тютчев в 1822 г. был отправлен в Петербург на службу в государственную коллегию иностранных дел и в том же году уехал за границу с своим родственником графом фон Остерманом-Толстым, который пристроил его сверхштатным чиновником русской миссии в Мюнхене. За границей он прожил, с незначительными перерывами, двадцать два года. Пребывание в живом культурном центре оказало значительное воздействие на его духовный склад. В 1826 г. он женился на баварской аристократке, графине Ботмер, и их салон сделался средоточием интеллигенции; к многочисленным представителям немецкой науки и литературы, бывавшим здесь, принадлежал Гейне, стихотворения которого Тютчев тогда же стал переводить на русский язык; перевод «Сосны» («С чужой стороны») напечатан в «Аонидах» за 1827 г. Сохранился также рассказ о горячих спорах Тютчева с философом Шеллингом. В 1826 г. в альманахе Погодина «Урания» напечатаны три стихотворения Тютчева, а в следующем году в альманахе Раича «Северная Лира» - несколько переводов из Гейне, Шиллера («Песнь радости»), Байрона и несколько оригинальных стихотворений. В 1833 г. Тютчев, по собственному желанию, был отправлен «курьером» с дипломатическим поручением на Ионические острова, а в конце 1837 г. - уже камергер и статский советник, - он, несмотря на свои надежды получить место в Вене, был назначен старшим секретарем посольства в Турин. В конце следующего года скончалась его жена. В 1839 г. Тютчев вступил во второй брак с баронессой Дернгейм; подобно первой, и вторая жена его не знала ни слова по-русски и лишь впоследствии изучила родной язык мужа, чтобы понимать его произведения. За самовольную отлучку в Швейцарию - да еще в то время как на него были возложены обязанности посланника - Тютчев был отставлен от службы и лишен звания камергера. Тютчев вновь поселился в любимом Мюнхене, где прожил еще четыре года. За все это время его поэтическая деятельность не прекращалась. Он напечатал в 1829 - 1830 годах несколько превосходных стихотворений в «Галатее» Раича, а в «Молве» 1833 г. (а не в 1835 г., как сказано у Аксакова появилось его замечательное «Silentium», лишь много позже оцененное по достоинству. В лице Ив. Сер. («иезуита») Гагарина он нашел в Мюнхене ценителя, который не только собрал и извлек из-под спуда заброшенные автором стихотворения, но и сообщил их Пушкину, для напечатания в «Современнике»; здесь в течение 1836 - 1840 годов появилось около сорока стихотворений Тютчева под общим заглавием «Стихотворения, присланные из Германии» и за подписью Ф. Т. Затем в течение четырнадцати лет произведения Тютчева не появляются в печати, хотя за это время он написал более пятидесяти стихотворений. Летом 1844 г. была напечатана первая политическая статья Тютчева - «Lettre a M. le Dr. Gustave Kolb, redacteur de la „Gazette Universelle“ (d"Augsburg)». Тогда же он, предварительно съездив в Россию и уладив дела по службе, переселился с семьей в Петербург. Ему были возвращены его служебные права и почетные звания и дано назначение состоять по особым поручениям при государственной канцелярии; эту должность он сохранил и тогда, когда (в 1848 г.) был назначен старшим цензором при особой канцелярии министерства иностранных дел. В петербургском обществе он имел большой успех; его образование, уменье быть одновременно блестящим и глубоким, способность дать теоретическое обоснование принятым воззрениям создали ему выдающееся положение. В начале 1849 года он написал статью «La Russie et la Revolution», а в январской книжке «Revue des Deux Mondes» за 1850 г. напечатана - без подписи - другая его статья: «La Question Romaine et la Papaute». По сообщению Аксакова, обе статьи произвели за границей сильное впечатление: в России о них знали очень немногие. Весьма невелико было также число ценителей его поэзии. В том же 1850 г. он нашел выдающегося и благосклонного критика в лице Некрасова, который (в «Современнике»), не зная лично поэта и делая догадки о его личности, высоко ставил его произведения. И. С. Тургенев, собрав при помощи семьи Тютчевых, но - по мнению И. С. Аксакова - без всякого участия самого поэта, около ста его стихотворений, передал их редакции «Современника», где они были перепечатаны, а затем вышли отдельным изданием (1854). Собрание это вызвало восторженный отзыв (в «Современнике») Тургенева. С этих пор поэтическая слава Тютчева - не переходя, однако, известных пределов - была упрочена; журналы обращались к нему с просьбой о сотрудничестве, стихотворения его печатались в «Русской Беседе», «Дне», «Москвитянине», «Русском Вестнике» и других изданиях; некоторые из них, благодаря хрестоматиям, становятся известными всякому русскому читателю в раннем детстве («Весенняя гроза», «Весенние воды», «Тихой ночью поздним летом» и др.). Изменилось и служебное положение Тютчева. В 1857 г. он обратился к князю Горчакову с запиской о цензуре, которая ходила по рукам в правительственных кругах. Тогда же он был назначен на место председателя комитета иностранной цензуры - преемником печальной памяти Красовского. Его личный взгляд на эту должность хорошо определен в экспромте, записанном им в альбом его сослуживца Вакара: «Веленью высшему покорны, у мысли стоя на часах, не очень были мы задорны… - Грозили редко и скорей не арестантский, а почетный держали караул при ней». Дневник Никитенко - сослуживца Тютчева - не раз останавливается на его стараниях оградить свободу слова. В 1858 г. он возражал против проектированной двойной цензуры - наблюдательной и последовательной; в ноябре 1866 г. «Тютчев в заседании совета по делам печати справедливо заметил, что литература существует не для гимназистов и школьников, и что нельзя же ей давать детское направление». По словам Аксакова, «просвещенное, разумно-либеральное председательство в комитете, нередко расходившееся с нашим административным мировоззрением, а потому под конец и ограниченное в своих правах, памятно всем, кому было дорого живое общение с европейской литературой». «Ограничение в правах», о котором говорит Аксаков, совпадает с переходом цензуры из ведомства министерства народного просвещения в министерство внутренних дел. В начале семидесятых годов Тютчев испытал подряд несколько ударов судьбы, слишком тяжелых для семидесятилетнего старика; вслед за единственным братом, с которым его связывала интимная дружба, он потерял старшего сына и замужнюю дочь. Он стал слабеть, его ясный ум тускнел, поэтический дар стал изменять ему. После первого удара паралича (1 января 1873 г.) он уже почти не поднимался с постели, после второго прожил несколько недель в мучительных страданиях - и скончался 15 июля 1873 года. Как человек, он оставил по себе лучшие воспоминания в том круге, к которому принадлежал. Блестящий собеседник, яркие, меткие и остроумные замечания которого передавались из уст в уста (вызывая в князе Вяземском желание, чтобы по ним была составлена Тютчевиана, «прелестная, свежая, живая современная антология»), тонкий и проницательный мыслитель, с равной уверенностью разбиравшийся в высших вопросах бытия и в подробностях текущей исторической жизни, самостоятельный даже там, где он не выходил за пределы установившихся воззрений, человек, проникнутый культурностью во всем, от внешнего обращения до приемов мышления, он производил обаятельное впечатление особой - отмеченной Никитенко - «любезностью сердца, состоявшей не в соблюдении светских приличий (которых он никогда и не нарушал), но в деликатном человечественном внимании к личному достоинству каждого». Впечатление нераздельного господства мысли - таково было преобладающее впечатление, которое производил этот хилый и хворый старик, всегда оживленный неустанной творческой работой мысли. Поэта-мыслителя чтит в нем, прежде всего, и русская литература. Литературное наследие его не велико: несколько публицистических статей и около пятидесяти переводных и двухсот пятидесяти оригинальных стихотворений, среди которых довольно много неудачных. Среди остальных зато есть ряд перлов философской лирики, бессмертных и недосягаемых по глубине мысли, силе и сжатости выражения, размаху вдохновения. Дарование Тютчева, столь охотно обращавшегося к стихийным основам бытия, само имело нечто стихийное; в высшей степени характерно, что поэт, по его собственному признанию выражавший свою мысль тверже по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писавший только на французском языке и всю свою жизнь говоривший почти исключительно по-французски, самым сокровенным порывам своей творческой мысли мог давать выражение только в русском стихе; несколько французских стихотворений его совершенно незначительны. Автор «Silentium», он творил почти исключительно «для себя», под давлением необходимости высказаться пред собой и тем уяснить себе самому свое состояние. В связи с этим он исключительно лирик, чуждый всяких эпических элементов. С этой непосредственностью творчества Аксаков пытался привести в связь ту небрежность, с которой Тютчев относился к своим произведениям: он терял лоскутки бумаги, на которых они были набросаны, оставлял нетронутой первоначальную - иногда небрежную - концепцию, никогда не отделывал своих стихов и т. д. Последнее указание опровергнуто новыми исследованиями; стихотворные и стилистические небрежности действительно встречаются у Тютчева, но есть ряд стихотворений, которые он переделывал, даже после того как они были в печати. Бесспорным, однако, остается указание на «соответственность таланта Тютчева с жизнью автора», сделанное еще Тургеневым: «…от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, т. е. они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве». Идейное содержание философской лирики Тютчева значительно не столько своим разнообразием, сколько глубиной. Наименьшее место занимает здесь лирика сострадания, представленная, однако, такими захватывающими произведениями, как «Слезы людские» и «Пошли, Господь, свою отраду». Невыразимость мысли в слове («Silentium») и пределы, поставленные человеческому познанию («Фонтан»), ограниченность знания «человеческого я» («Смотри, как на речном просторе»), пантеистическое настроение слияния с безличной жизнью природы («Сумерки», «Так; в жизни есть мгновения», «Весна», «Еще шумел весенний день», «Листья», «Полдень», «Когда, что в жизни звали мы своим», «Весеннее успокоение» - из Уланда), одухотворенные описания природы, немногочисленные и краткие, но по охвату настроения почти не знающие равных в нашей литературе («Утихла буря», «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Весна», «Песок сыпучий», «Не остывшая от зноя», «Осенний вечер», «Тихой ночью», «Есть в осени первоначальной» и др.), связанные с великолепным провозглашением самобытной духовной жизни природы («Не то, что мните вы, природа»), нежное и безотрадное признание ограниченности человеческой любви («Последняя любовь», «О, как убийственно мы любим», «Она сидела на полу», «Предопределение» и др.) - таковы господствующие мотивы философской поэзии Тютчева. Но есть еще один мотив, быть может наиболее могучий и определяющий все остальные; это - с большой ясностью и силой формулированный покойным В. С. Соловьевым мотив хаотической, мистической первоосновы жизни. «И сам Гете не захватывал, быть может, так глубоко, как наш поэт, темный корень мирового бытия, не чувствовал так сильно и не сознавал так ясно ту таинственную основу всякой жизни, - природной и человеческой, - основу, на которой зиждется и смысл космического процесса, и судьба человеческой души, и вся история человечества. Здесь Тютчев действительно является вполне своеобразным и если не единственным, то наверное самым сильным во всей поэтической литературе». В этом мотиве критик видит ключ ко всей поэзии Тютчева, источник ее содержательности и оригинальной прелести. Стихотворения «Святая ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной», «На мир таинственный духов», «О, вещая душа моя», «Как океан объемлет шар земной», «Ночные голоса», «Ночное небо», «День и ночь», «Безумие», «Mall"aria» и др. представляют собой единственную в своем роде лирическую философию хаоса, стихийного безобразия и безумия, как «глубочайшей сущности мировой души и основы всего мироздания». И описания природы, и отзвуки любви проникнуты у Тютчева этим всепоглощающим сознанием: за видимой оболочкой явлений с ее кажущейся ясностью скрывается их роковая сущность, таинственная, с точки зрения нашей земной жизни отрицательная и страшная. Ночь с особенной силой раскрывала пред поэтом эту ничтожность и призрачность нашей сознательной жизни сравнительно с «пылающею бездной» стихии непознаваемого, но чувствуемого хаоса. Быть может, с этим безотрадным мировоззрением должно быть связано особое настроение, отличающее Тютчева: его философское раздумье всегда подернуто грустью, тоскливым сознанием своей ограниченности и преклонением пред неустранимым роком. Лишь политическая поэзия Тютчева - как и следовало ожидать от националиста и сторонника реальной политики - запечатлена бодростью, силой и надеждами, которые иногда обманывали поэта. О политических убеждениях Тютчева, нашедших выражение в немногих и небольших статьях его, см. Славянофильство. Оригинального в них немного: с незначительными модификациями это политическое мировоззрение совпадает с учением и идеалами первых славянофилов. И на разнообразные явления исторической жизни, нашедшие отклик в политических воззрениях Тютчева, он отозвался лирическими произведениями, сила и яркость которых способна увлечь даже того, кто бесконечно далек от политических идеалов поэта. Собственно политические стихотворения Тютчева уступают его философской лирике. Даже такой благосклонный судья, как Аксаков, в письмах, не предназначенных для публики, находил возможным говорить, что эти произведения Тютчева «дороги только по имени автора, а не сами по себе; это не настоящие Тютчевские стихи с оригинальностью мысли и оборотов, с поразительностью картин» и т. д. В них - как и в публицистике Тютчева - есть нечто рассудочное, - искреннее, но не от сердца идущее, а от головы. Чтобы быть настоящим поэтом того направления, в котором писал Тютчев, надо было любить непосредственно Россию, знать ее, верить ее верой. Этого - по собственным признаниям Тютчева - у него не было. Пробыв с восемнадцатилетнего до сорокалетнего возраста за границей, поэт не знал родины и в целом ряде стихотворений («На возвратном пути», «Вновь твои я вижу очи», «Итак, опять увидел я», «Глядел я, стоя над Невой») признавался, что родина ему не мила и не была «для души его родимым краем». Наконец, отношение его к народной вере хорошо характеризуется отрывком из письма к жене (1843), приведенным у Аксакова (речь идет о том, как пред отъездом Тютчева в его семье молились, а затем ездили к Иверской Божией Матери): «Одним словом, все произошло согласно с порядками самого взыскательного православия… Ну что же? Для человека, который приобщается к ним только мимоходом и в меру своего удобства, есть в этих формах, так глубоко исторических, в этом мире русско-византийском, где жизнь и верослужение составляют одно,… есть во всем этом для человека, снабженного чутьем для подобных явлений, величие поэзии необычайное, такое великое, что оно преодолевает самую ярую враждебность… Ибо к ощущению прошлого - и такого же старого прошлого, - присоединяется фатально предчувствие несоизмеримого будущего». Это признание бросает свет на религиозные убеждения Тютчева, имевшие в основе, очевидно, совсем не простую веру, но прежде всего теоретические политические воззрения, в связи с некоторым эстетическим элементом. Рассудочная по происхождению, политическая поэзия Тютчева имеет, однако, свой пафос - пафос убежденной мысли. Отсюда сила некоторых его поэтических обличений («Прочь, прочь австрийского Иуду от гробовой его доски», или о римском папе: «Его погубит роковое слово: «Свобода совести есть бред»). Он умел также давать выдающееся по силе и сжатости выражение своей вере в Россию (знаменитое четверостишие «Умом Россию не понять», «Эти бедные селенья»), в ее политическое призвание («Рассвет», «Пророчество», «Восход солнца», «Русская география» и др.). Значение Тютчева в развитии русской лирической поэзии определяется его историческим положением: младший сверстник и ученик Пушкина, он был старшим товарищем и учителем лириков послепушкинского периода; не лишено значения и то, что большинство их принадлежит к числу его политических единомышленников; но его оценили раньше других Некрасов и Тургенев - и последующие изучения лишь углубили, но не повысили его значение. Как и предсказывал Тургенев, он остался до сих пор поэтом немногих ценителей; волна общественной реакции лишь временно расширяла его известность, представляя его певцом своих настроений. По существу он остался все тем же «неопошлимым», могучим в лучших, бессмертных образцах своей философской лирики учителем жизни для читателя, учителем поэзии для поэтов. Частности в его форме бывают не безукоризненны; в общем она бессмертна - и трудно представить себе тот момент, когда, например, «Сумерки» или «Фонтан» потеряют свою поэтическую свежесть и обаяние. Наиболее полное собрание сочинений Тютчева (СПб., 1900) заключает его оригинальные (246) и переводные (37) стихотворения и четыре политические статьи. Главным биографическим источником служит книга зятя поэта, И. С. Аксакова «Биография Федора Ивановича Тютчева» (М., 1886). Ср. еще некрологи Мещерского («Гражданин», 1873, Љ 31), Погодина («Московские Ведомости», 1873, Љ 195), М. С. («Вестник Европы», 1873, Љ 8), Никитенко («Русская Старина», 1873, Љ 8), анонимный - «Русский Вестник» (1873, Љ 8), оценки и характеристики - Тургенева (в «Современнике» 1854, Љ 4), Некрасова («Современник», 1850), Фета («Русское Слово», 1859, Љ 2), Плетнева («Отчет Академии Наук», 1852 - 1865 г. - записка о Ф. И. Тютчеве, который в 1857 г. баллотировался, но неудачно, в члены академии), Страхова («Заметки о Пушкине», СПб., 1888 и Киев, 1897), Чуйко («Современная русская поэзия», СПб., 1885), Вл. Соловьева (перепеч. в сборнике «Философские течения русской поэзии», СПб., 1896, из «Вестника Европы», 1895, Љ 4). Интересные частности биографические и критические в «Воспоминаниях» князя Мещерского (СПб., 1897), «Дневнике» Никитенка (СПб., 1893), «Воспоминаниях» Фета (М., 1890, ч. II), статьях У - ва («Т. и Гейне», в «Русском Архиве»: 1875, Љ 1), А. («Русском Вестнике», 1874, Љ 11), «Несколько слов о Ф.И. Тютчеве» («Православное Обозрение», 1875, Љ 9), Потебни («Язык и народность», в «Вестнике Европы», 1895, Љ 9), «Жизнь и труды Погодина», Барсукова, «Тютчев и Некрасов» и «О новом издании сочинений Тютчева», В. («Русский Архив», 1900, Љ 3). Письма Тютчева, очень интересные, до сих пор не собраны; кое-что напечатано в «Русском Архиве» (к Чаадаеву - 1900, Љ 11), где вообще рассеяны сведения о Тютчеве - его знаменитые остроты и т. п.

Фёдор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 года в родовой усадьбе Овстуг Орловской губернии. Как и было принято в дворянских семьях, получил блестящее домашнее образование с гуманитарно-литературным уклоном. Воспитателем его был С.Е. Раич (родной брат московского митрополита Филарета). В 14 лет Тютчев становится сотрудником "Общества любителей российской словесности". С 1819 по 1821 год Тютчев проходит обучение на словесном отделении Московского университета. Закончив курс, Ф.И. Тютчев поступает на службу в Коллегию иностранных дел. В 1822 году Тютчева перевели на службу в российское посольство в Мюнхене (Германия). Где служил с 1822 по 1837 год.
Обосновавшись в Мюнхене Тютчев без памяти влюбляется в молодую Амалию фон Лерхенфельд (внебрачная дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис). Природа одарила Амалию прекрасной внешностью и дочь короля была не против занять какое-либо выгодное положение в свете. Но Тютчева постигла неудача - стоило ему уехать в отпуска, как Амалия вышла за муж за его сослуживца, барона Крюндера. Говорят между ними даже случилась дуэль на этой почве. Тютчев женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер. Тютчеву было всего 22, а графиня совсем недавно овдовела и имела четырех сыновей в возрасте от одного до семи лет, более того, избранница Тютчева была старше его на четыре года, поэтому венчание решили провести тайно. Тютчев прожил с Элеонорой 12 лет. От этого союза у него родились три дочери: Анна, Дарья, Екатерина. Карьерный рост Тютчеву давался с трудом, семья была большая и денег не хватало. Тютчевы жили от зарплаты до зарплаты, часто залезая в долги. В феврале 1833 года Тютчев отправляется на бал и знакомится там с сестрой баварского публициста Пфеффеля 22-летней Эрнестиной. Эрнестина была замужем за пожилым человеком и волей судьбы он скончался через несколько дней после бала. Тютчев влюбляется в Эрнестину. Душа поэта разрывается между двумя женщинами. Он хотел быть и с женой и с Эрнестиной, но не этому не суждено было случиться. Эрнестина покинула Мюнхен. Элеонора, узнав о похождениях мужа пыталась покончить с собой, но к счастью осталась жива, позднее она простит Тютчеву измену.
С 1837 по 1839 год Тютчев проходил службу в Турине (Италия). За границей поэт прожил 22 года, лишь иногда приезжая в Россию. Занимался переводами (в том числе из Г. Гейне), его стихи и переводы печатались в московских альманахах и журналах. В 1837 году умирает первая жена Тютчева - Элеонора. Через два года поэт женится на Эрнестине Дернберг, которая удочерила его дочерей. В последствии Эрнестина родит Тютчеву ещё двух сыновей: Дмитрия и Ивана. Вторая женитьба стоила Тютчеву карьеры - для венчания поэт был вынужден самовольно выехать в Швейцарию, что было строжайше запрещено. Тютчев подал в отставку и снова переехал в Мюнхен, где прожил еще пять лет, настойчиво пытаясь вернуться на службу в Министерство. Тютчев был образованным и остроумным человеком, поэтому пользовался большим успехом (как позднее в России) в среде мюнхенской интеллигенции и аристократии, дружил с Шеллингом, Гейне (Тютчев стал первым переводчиком Гейне на русский язык). В 1844 году Тютчев вернулся в Россию, был восстановлен в правах и званиях. В 1848 году вновь вернулся на дипломатическую службу в качестве старшего цензора Министерства иностранных дел.
В 1850 году Тютчев снова влюбляется. Его избранницей становится Е.А. Денисьева - классная дама в институте где обучались его дочери. Как и прежде Тютчев разрывается между двумя любимыми. Елена Александровна беззаветно любила Тютчева. Дети, рожденные Еленой Александровной (дочь Елена и сын Федор) были записаны как Тютчевы, но они были обречены на печальную в те времена судьбу «незаконнорожденных».
С 1858 года Тютчев возглавил Комитет иностранной цензуры. 22 мая 1864 года Денисьева родила Тютчеву сына Николая, после родов у неё начинается обострение туберкулеза и 4 августа она умирает на руках поэта. Долгое время отношения с Эрнестиной сводились лишь к переписке, однако затем они встретились и семья воссоединилась. Последние годы жизни поэта омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария.
1 января 1873 года Тютчев не слушая никаких предостережений вышел из дома прогуляться, заглянуть в гости к друзьям. Вскоре его привезли назад парализованным на левую сторону. Эрнестина не отходила от постели Тютчева, ухаживая за ним. Тютчев прожил ещё пол года и 15 июля скончался.

В XIX веке в России было много выдающихся авторов, каждый из которых сделал определенный вклад в историю мировой литературы. Глядя на список талантливых личностей, нельзя обойти имя гениального русского поэта – Фёдора Ивановича Тютчева.

Он родился в ноябре 1803 года в Орловской губернии. Первое образование маленький Фёдор получил в родных стенах, его домашним репетитором был известный переводчик и поэт – Семён Раич.

С самых ранних лет Тютчев проявлял интерес к поэзии и языкам. Он с особым увлечением изучал лирику древнеримского народа и латынь, и уже в двенадцатилетнем возрасте, самостоятельно производит переводы од знаменитого Горация. В 15 лет, Тютчев поступает в Московский университет на Словесное отделение.

По окончании вуза, Тютчев отправляется на службу в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, в качестве дипломатического сотрудника, его отправляют в Мюнхен, где молодой человек познакомился с урожденной графиней Элеонорой Петерсон. В 1826 году, молодые влюбленные вступили в брачные отношения. А спустя несколько лет, у великолепной пары, одна за другой появились три прекрасные дочери.

Союз Фёдора Ивановича и Элеоноры был крепким и счастливым, хотя Фёдор Иванович имел отношения на стороне. Возможно, пара прожила бы вместе еще много лет, если бы не трагическое событие, произошедшее на пароходе, во время путешествия семейства Тютчевых из Санкт-Петербурга в город Турин. Плавучее средство потерпело крушение, жена и дети Фёдора Ивановича могли погибнуть в холодных водах Балтийского моря. Однако им повезло. Нужно сказать, что Элеонора вела себя очень организованно, почти профессионально. Благодаря своевременно принятым мерам, она смогла спасти своих дочерей.

Это бедствие оставило негативный отпечаток на здоровье графини. Мучительные болезни, спровоцированные тем страшным событием, довели молодую женщину до смерти. В 1838 году жена Фёдора Ивановича умерла.

После этого брака с печальным концом, поэт нашел свое счастье в объятьях другой женщины. Второй женой талантливого поэта стала Эрнестина Дернберг. На протяжении следующих лет, Тютчев продолжал заниматься активной дипломатической деятельностью, и довольно преуспел в этом деле. Его несколько раз награждали и давали премии, а его публицистические статьи, издаваемые анонимно, вызывали интерес не только у обычного общества, но и у великого русского правителя – Николая I.

Политическая ситуация в Европе вызывала интерес у Тютчева до последних дней жизни. В 1872 году, здоровье поэта заметно ухудшилось, стало пропадать зрение, утратилась способность управления рукой, также его часто стали беспокоить сильные боли в голове. В январе 1873 года, несмотря на предостережения близких людей, он отправился на прогулку, во время которой, с ним случилась настоящая беда. Внезапно, парализовалась левая сторона тела. После этого случая, поэт перестал совершать самостоятельные движения, а в июле того же года, талантливый русский поэт ушел из жизни…

Творчество Фёдора Ивановича Тютчева

Первые стихи были написаны Тютчевым в период с 1810 по 1820 год. Тогда еще совсем молодой поэт использовал в своем творческом подходе стилистику поэзии XVIII века.

Начиная со второй половины 1820 года, стихотворения Тютчева обретают изысканную черту, характерную для всех последующих произведений. Он плавно сочетает одическую поэзию XVIII века с традиционными элементами европейского романтизма.

Более политические мотивы и гражданский трактат, появляется в творчестве Тютчева в 1850 году. Это направление используется автором вплоть до 1870 года.

Поэзия знаменитого и талантливого русского автора разносторонняя. В своих стихотворениях он чудесно воспевает Россию, ее живописные пейзажи и мужество русского народа. Все лирические произведения Тютчева, была написана на русском языке. Настоящие ценители гениальной поэзии смогли уловить в важный смысл в его стихотворениях и перевели их на другие языки, относясь к каждой строчке с особым вниманием.

Многие называют Тютчева поздним романтиком. Из-за длительного проживания вдали от родной земли, поэт часто испытывал отчужденность и некую потерянность. В кругу европейцев, Фёдор Иванович часто грустил и вспоминал близкую для сердца страну, где прошло его счастливое детство и первые годы молодости.

Лирические произведения Тютчева можно условно разделить. Первые стихи, написанные в раннем возрасте, основаны на самостоятельном исследовании собственной личности, где автор формирует мировоззрение для поиска себя в этом большом мире. Второй этап творческой деятельности направляется на познание и изучение более глубоких внутренних миров человечества.

Стихотворения Тютчева наполнены философским взглядом, гармонично сочетаемым с пейзажной лирикой. Однако это не все темы, охватываемые автором в периоды творческих идей. Тютчев с интересом изучал общественно-политическую жизнь родной страны, а также европейских государств, делая некое сравнение. Свои мысли и чувства, он гениально передавал в новых стихотворениях, написанных с особым вдохновением и любовью к России.

Любовная лирика в творчестве поэта

Анализируя творческую лирику Тютчева, выявляется четкое отражение художественного мироощущения. Его стихотворения проникнуты звучанием печальной трагедии и особым драматизмом. Эти болезненные изречения связаны с личными переживаниями великого поэта. Стихотворения, посвященные теме любви, были написаны с чувством переживания, особой вины и характерными страданиями Фёдора Ивановича, спровоцированными многочисленными испытаниями в жизни.

Самый известный сборник лирических произведений Тютчева, посвященный любовной тематике – «Денисьевский цикл». В эту книгу вошли самые откровенные и чувственные стихотворения автора, наполненные особым смыслом.

Фёдор Иванович, уже на склоне лет, испытал неповторимое чувство любви к прекрасной женщине, Елене Денисьевой. Их любовный роман имел длительный характер, почти четырнадцать лет, и, несмотря на многочисленные осуждения общества, Елена и Фёдор Иванович были неразлучны.

Влюбленную пару разлучила внезапная смерть Денисьевой, вызванная неизлечимой болезнью. Даже после ее ухода из жизни, поэт продолжал корить самого себя за все страдания любимой женщины, основанные людским судом. Пара не имела законных отношений, поэтому общество категорически отказывалось воспринимать ранимые чувства этих людей. Злые наговоры и клевета, оставляли кровавые раны в душе Елены, ее мучения и боль четко отразились в памяти Фёдора Ивановича. Потеряв любимую женщину, он до конца своих дней корил самого себя за бессилие и страх, которые так и не позволили поэту защитить Елену от осуждений и людского гнева.

Свои глубокие переживания Фёдор Иванович перенес в лирику. Читая стихотворения Тютчева из знаменитого сборника «Денисьевский цикл», чувствуется оригинальная искренность, выстраданная глубокой мыслью автора. Он ярко передает свои эмоции в моменты неповторимого, но такого быстротечного счастья, испытываемого в период любовных отношений с Еленой.

Любовь, в творчестве Тютчева, представляется как необыкновенное, волнующее и неподконтрольное чувство, посланное с небес. Смутное душевное влечение, слово пропитанный топливом факел, внезапно возгорается в порыве страсти и нежности, в объятиях любимой.

Смерть Елены Денисьевой унесла с собой все самые смелые и радостные мечтания великого поэта. Он потерял не просто близкого человека, а самого себя. После ее ухода, жизненные ценности перестали вызывать интерес у Фёдора Ивановича. Всю свою нестерпимую боль, а также праздные чувства радости, испытываемые в моменты страстных встреч с любимой женщиной, основанные на воспоминаниях, он передал в своем любовном лирическом творчестве.

Философия и природные мотивы в творчестве Тютчева

Лирические произведения Тютчева носят явный характер философии. Автор показывает свое двойное восприятие мира, описывает происходящую в мыслях борьбу демонического и идеального суждения. Это мнение ярко высказывается в известном стихотворении автора «День и ночь». Противоположное значение выражается в сравнении дня, наполненного радостью и счастьем, и ночи, мерцающей грустью и печалью.

Тютчев считал все светлое, неизменным началом темного. Борьба добра и зла не может закончиться чьей-то победой или поражением. Эта безумная битва не имеет определенного результата, как и в жизни человека, стремление к познанию истины часто провоцирует душевную борьбу внутри себя. Это и есть главная истина жизни…

Для описания многогранных пейзажей русской природы, поэт использует самые прекрасные эпитеты. Он нежно воспевает ее гармоничную красоту и запахи свежей листвы, показывая прелестное единство с ее настроением и переменчивым характером.

Читая поэтические произведения Фёдора Ивановича Тютчева, каждый читатель сможет отыскать во временах года схожие черты и манеры, характерные для него. А в многоликой погоде можно угадать переменчивость настроения, что присуще всем людям без исключения.

Поэт гениально передает чувства природы, проникновенно ощущая ее трепетные волнения и боль. Он не пытается описать ее внешнюю красоту, а проникновенно смотрит вглубь, словно разглядывая ее трогательную душу, передавая читателям все самые живые и невероятно разумные чувства окружающей природы.